Интуиция – это процесс перехода результатов бессознательной деятельности психики в сознание в форме предчувствия, внезапного озарения, чистого знания.
Развитие представлений об интуиции в философии
Вопрос о интуиции рассматривается в философии с древнейших времен. Можно условно выделить ряд этапов развития представлений о данном феномене:
- идеалистическое восприятие интуиции;
- рационалистическое представление об интуиции;
- иррационалистические представления об интуиции.
Первый этап охватывает античность и средневековье. Одним из первых к проблеме интуиции подошел Платон. Будучи сторонником теории врожденного знания, поскольку душа человека мыслилась им как идея, забывшая свои знания из-за вселения в тело, философ рассматривал интуицию как единственно истинный и высший способ познания – а именно припоминание истин в форме ясного озарения.
Аристотель с одной стороны критиковал теорию познания своего учителя, настаивая на рационально-логическом изучении мира, но в тоже время признавал за интуицией место метода постижения наиболее общих и абстрактных истин.
Схожая трактовка интуиции сохраняется и в средневековье Фома Аквинский выделяя два способа получения знания – откровение и человеческое размышление, понимал интуицию именно как божественное просветление, и как высший способ познания действительности, а через нее и бога.
Значительное переосмысление роли интуиции происходит в Новое время. Р. Декарт разрабатывая положения своей рационалистической теории познания с одной стороны, как бы повторяет идеи Платона – о существовании врожденных идей и об интуиции, как способе осознания этих знаний, однако отводит данному феномену категориально иное место. Теперь интуиция не противостоит рациональному познанию как у Аристотеля, а представляет собой высшую его форму. Именно благодаря интуиции человек может осознать самоочевидные истины, на основании которых строится дальнейшие дедуктивные размышления, что таким образом делает интуицию высшей формой рационального познания. Схожие взгляды на интуицию разделяли и другие мыслители этого времени – Спиноза, Лейбниц и др.
Однако в первой половине девятнадцатого века происходит переосмысление понятия интуиции в рамках немецкой классической философии, а именно в трудах Шопенгауэра, Бергсона, Гегеля и других. Они рассматривают интуицию как независимую от рациональности форму познания, которая напротив, содержит значительный чувственный компонент, осуществляется через соединение опыта таким образом, который не доступен рационально-логическому познанию и выражению его в виде внезапного озарения – инсайта.
Интуиция в трудах философов двадцатого века
Переосмысления интуиции продолжилось и в двадцатом веке как в рамках философии науки, так и в русле иных течений. К числу наиболее значительных можно отнести концепции интуиции таких мыслителей как:
- Т. Кун,
- Ф. Найт,
- Р. Коллинз.
Т. Кун рассматривал интуицию через призму истории науки в рамках своей теории научных революций. Философ подверг критике укоренившееся в философии и науке представление о том, что восприятия действительности представляет собой копию процесса мысленной переработки чувственных данных в ходе мышления, в своих размышлениях он указывает на большой пласт информации, который сохраняется в памяти в неосознаваемом виде. Опираясь на целостный процесс восприятия, в котором слиты чувственный, рациональный и аффективный компоненты, Кун интерпретирует интуицию как форму осознания продукта этого процесса – неявное знание, которое возникает в ходе практической деятельности и опирается на бессознательные воспоминания. Главным достижением Куна является бесспорное установление связи между интуицией и памятью.
Ф. Найт рассматривал интуицию с точки зрения экономики и экономического поведения людей, которое, как стало ясно, совершенно не подчиняется законам логики и рационального принятия решений. С точки зрения философа формальное, логическое мышление, которое используется в науке, для анализа результатов экспериментов и выдвижения теорий, совершенно не подходит для объяснения механизмов принятия поведенческих решений и поступков людей на бытовом уровне. В качестве альтернативы Найт предлагает интуицию как способ неосознаваемого познания действительности, результаты которого выражают в вероятностных суждениях и оценках. При этом несмотря на то, что сам механизм интуиции не осмысляется индивидом, Найт выдвинул предположения что в его основе лежат процессы анализа и синтеза, аналогичные таковым, при логическом мышлении.
Р. Коллинз в своих трудах относительно интуиции продолжил развитие линии, предложенной Т. Кун. Он рассматривает интуицию не только как самодостаточный метод познания реальности, но и как необходимый компонент науки как таковой. Коллинз утверждает, что любое научное поле, точка зрения исследователя из которой строится взгляд на проблему и выдвигаются гипотезы, носит в значительной степени интуитивный характер, поскольку предполагает совершение «скачка» за рамки рационально осмысленного знания в зону неявного и проблемного, выход за пределы актуальных представлений о действительности в пользу вероятностных, которые еще только требуется обосновать и доказать.
Интуиция и познание в психологической науке
С точки зрения современных психологических теорий интуиция, как процесс перехода бессознательного содержания психики в сознание, теснейшим образом связана с познавательными процессами, такими как мышление, память, восприятие и воображение, а также с аффективными процессами психики.
Базой для интуиции выступает восприятие и память, информация получаемая и сохраняемая благодаря которым значительно шире, чем та, что представлена непосредственно в сознании индивида. Мышление с одной стороны задает направление работы интуиции, а с другой в благодаря своей двуединой природе – как деятельности и как процесса выступает одной из форм ее осуществления, т.е. связи информации об актуальной ситуации, с потребностями индивида и его воспоминаниями, которая во многом осуществляется на основе ассоциативной связи между текущими и прошлыми событиями. Эмоции также играют энергетическую и сигнальную роль, отражаясь в качестве переживаний на сознательном уровне о процессе интуитивного поиска решения, или о его скором завершении (предвосхищающие эмоции свидетельствующее о решение задачи и возникающие до осознания этого решения).