Ценность – это свойство предмета или явления, которое характеризует его важность, значимость, пользу и необходимость.
Сущностный смысл индивидуальных и надындивидуальных ценностей
Проблема индивидуальных и надындивидуальных ценностей лежит глубоко внутри философской мысли, но принимая во внимание факт перехода общества к постмодернизму и господство современного общества потребления, данная проблематика становится еще актуальнее.
Человеческое самосознание по уровню включенности в мир, в том числе и социальный, и распределению индивидуальных и надындивидуальных ценностей можно разделить на четыре уровня, которые имеют собственные уникальные характеристики.
Такая классификация строится на нескольких основаниях, которые в совокупности дают представление о типе самосознания. Во - первых, этим критерием является разграничение индивидом социального окружения на «близких» и «чужих», а также определение набора ценностей, которые присущи самосознанию личности.
Индивидуальное самосознание – это сознание субъектом самого себя и внутреннего мира в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой).
Уровни самосознания и ценностей
К первому уровню относится индивидуальное самосознание. Для него характерно разделение на собственные желания и агрессивный мир, который несет агрессию и чужд внутреннему миру. Такой индивид не причисляет себя к той или иной группе, он лишается значимых социальных связей. Индивида интересует исключительно потребление, он стремится выстроить постоянную линию защиты от внешнего мира. Ценность денег в данном случае относительна, поскольку они представляются только ресурсом, наряду с пищей и водой. Но при этом человек стремится получить личную выгоду как можно быстрее.
Например, если ребенок воспитывался в семье преступников, то для него могут быть характерны деструктивные потребности, например, постоянное употребление алкоголя, которое становится превыше семьи.
На втором уровне находятся относительно индивидуальное самосознание, которое относится к традиционному типу. Представители данного типа выделяют близких людей по формальным признакам. Внутри данного типа можно выделить два подтипа: семейный и национальный. Таким образом, для первого подтипа «своими» становятся те, кто связан родственными узами. Для второго подтипа грань между «своими», «чужими» проводится по принципу национальной принадлежности.
Среди ведущих ценностей первого подтипа можно отметить:
- любовь,
- семью,
- заботу;
- уважение,
- социальную стабильность.
Для второго подтипа важнейшими можно назвать такие ценности, как:
- патриотизм (во всех его проявлениях);
- любовь к государству (как стремление принимать участие в системе его устройства).
Патриотизм – это политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради нее, осознанная любовь к своему народу, его традициям.
На третьем уровне находится относительно надындивидуальное самосознание. Здесь выделяются такие формальные внешние признаки как родство, национальность и даже цвет кожи утрачивают собственную значимость. При этом человек воспринимается не только как носитель врожденных свойств и качеств, а как нечто большее.
На место формальных признаков становятся неформальные, а деление на «чужих» и «своих» происходит по принципу мнений, идей, взглядов. Для человека важным становится процесс самоакутализации, а также реализации собственных ключевых способностей и искренне убеждать людей в собственной правоте.
Четвертый уровень включает в себя абсолютно надындивидуальное сознание. На этом уровне категория «чужих» перестает существовать. Человек ощущает себя частью мира, он находится вне национальных, государственных, а также религиозных рамок. Он един с существующим социальным пространством.
Надындивидуальное сознание – это отчуждение от собственных сущностных сил и подчинение тем силам, которые принимают безличную надындивидуальную форму.
На этом уровне существенно снижен уровень конфликтности, весь процесс взаимодействия становится менее агрессивным и причины жестокости нивелируются. Примерами людей, для которых характерен данный уровень самосознания, можно назвать благотворителей и представителей творческих профессий.
Стоит отметить, что самосознание напрямую отражает те ценности, которые выбираются человеком, но не связывается с образованием или уровнем благосостояния, а также социальным статусом. При этом, если доктор наук берет взятки, то он находится ниже любого другого человека в плане духовного и нравственного развития.
Индивидуальное и надындивидуальное существование ценностей (резюме)
При характеристике индивидуальных и надындивидуальных ценностей целесообразно упомянуть о том, что духовное развитие общества соотносится с духовным становлением каждой конкретной личности. В нашем обществе существует свободная система, которая порождает пороки, но благодаря свободе, самостоятельно нейтрализует их. В данном случае транслятором ценностей называют интернет, который становится максимально свободной системой.
С появлением инновационных мультимедийных технологий, а также возможностей беспроводной системы передачи данных, в систему индивидуальных и над индивидуальными ценностями вошла тяга к развлечениям, сатира, которые стали мощным общественным регулятором и влияют на каждого конкретного человека.
В связи со всем вышесказанным становится понятно, что индивидуализм и гедонизм, которые не выходят за рамки разумного, а также любовь к себе пропагандируются как неотъемлемая часть индивида, но и как спектр всеобщего благополучия и действующего социального закона. Данная тенденция есть один из максимально приемлемых способов развития надындивидуальных ценностей.
Таким образом, ценности существуют вне сознания, внутри него и в пределах глобального социального пространства для групп и индивидов.