Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Иеремия Бентам, английский философ и юрист

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Иеремия Бентам, английский философ и юрист
Иеремия Бентам, английский философ и юрист

Биография философа

И. Бентам родился в 1748 году в Лондоне в семье крупного землевладельца и известного юриста. Как старшему сыну в семье Бентаму был уготован путь по стопам отца – в юридическую сферу. С ранних лет будущий философ обнаруживал самые разнообразные и яркие дарования – он сочинял стихи на латыни, писал на греческом, интересовался историей и правом. В 13 лет он поступил в оксфордский университет По данной теме мы уже выполнили доклад Оксфордская школа и ее традиции подробнее и окончил его к двадцати годам, т.е. к тому возрасту, когда в него только поступают.

Получив образование Бентам обратился к юридической сфере, однако совершенно не в том ключе, в котором того ожидала его семья. Мыслителю претила практическая деятельность адвоката в силу прежде всего огромной спутанности самого законодательства, а также отсутствия в нем какого-либо смысла, так как форма законом ставилась выше их сути и содержания и даже в самом правом деле юрист не мог обойтись без уловок и обмана. Вместо этого Бентам вплотную занялся вопросами возникновения и развития законов, принципами на которых должно строится законотворчество, и теми целями которое оно должно преследовать.

Готовые работы на аналогичную тему

Смерть отца в 1792 году окончательно развязала Бентану руки, так как не сдерживаемый более влиянием родственников он получил в распоряжение большое наследство, позволяющее полностью углубиться в свои изыскания. Бентан достаточно рано создает ряд трудов, в первую очередь «Отрывок об управлении», в которых критикует существующую законодательную систему Англии и высказывает свои идеи по ее переустройству.

«Отрывок» приносит Бентаму значительную популярность, однако всерьез его идеи не воспринимаются. Активно участвуя в любой незначительной законодательной инициативе Бентам вместе с тем остается нереализованным, его идеям не дают ход. В связи с этим Бентам переносит свое внимание на заграницу.

Начинается революция во Франции и Бентам предлагает свои идеи там, однако снова оказывается отвергнут, хотя французское правительство и делает его почетным гражданином страны. Бентам много путешествует по континенту, пытаясь распространять свои идеи где только возможно – в Пруссии, в Испании, в Турции и России. С Россией Бентама связывает также его младший брат Сэмюэль, служивший у Потемкина и работавший над идеей перенесения британского производства на белорусскую почву. Именно в гостях у брата Бентам пишет «Паноптиконом», взяв за основу идеи последнего об организации фабричных поселков.

В целом все произведения Бентама можно разделить на две больших группы:

  • относительно целостных и законченных философских произведений, в которых раскрываются глобальные вопросы;
  • частных произведений, в которых выражена реакция философа на современные ему события.

Как неоднократно подчеркивал сам Бентам, он никогда не стремился занять место придворного законодателя, который творит законы по своему усмотрению, напротив, он всегда стремился к открытому и всестороннему обсуждаю собственных, равно как и любых других законодательных инициатив, с любыми оппонентами, при любой публике. Открытый подход к законотворчеству стал одной из причин отказа Бентама от сотрудничества с императором Александром I.

Хотя идеи Бентама так и не были нигде воплощены непосредственно, он оказал значительное влияние на складывающиеся законодательные системы Соединенных Штатов, государств центральной Америки, Греции, Испании и Франции. Наиболее поздно идеи философа были признаны на родине. Умер Бентам в 1832 году, в процессе работы над третьим томом конституционного кодекса.

Утилитаризм

Философско-этическое учение, разрабатываемое Бентамом получило название утилитаризма. Бентам выступал с резкой критикой распространенной теории общественного договора. С его точки зрения никакого общества, как некоего над человеческого субъекта не существует, равно как и общественного мнения или интереса. В основе общества лежит отдельный человек, с его интересами, общество же представляет собой механическую совокупность этих людей и их интересов.

Рассматривая движущие силы человека, Бентам придерживается гедонистической позиции, согласно которой человек движется влечением к удовольствию, а также стремится избегать несчастий. Колебаниями между этими двумя состояниями и измеряется вся внутренняя жизнь личности. Вместе с тем, Бентам развивает данную идею полагая, что достигая удовольствия – счастья, человек не только улучшает свою собственную жизнь, но также положительно влияет на степень удовлетворенности общества.

Замечание 1

Общественное благо, по мнению философа, складывается из суммы удовлетворенности отдельных членов этого общества. А потому в жизни нужно руководствоваться такими принципами, которые подвигнут людей к совершению правильных действий, подталкивающих их к счастью.

Критерием для оценки правильности этих действий философ выбирает пользу, причем не пользу вообще, а пользу с точки зрения данного конкретного человека. Польза, которая включает в себя также и удовлетворенность, по замыслу Бентама может быть оценена и сопоставлена как у одного и того же человека, так и у разных людей. Всего он выделяет семь характеристик:

  • интенсивность,
  • продолжительность,
  • определенность,
  • близость во времени,
  • плодотворность,
  • чистота,
  • распространенность.

Правовые и политические воззрения Бентама

Исходя из собственных утилитаристских взглядов Бентам считает, что главной задачей государства вообще, и законов в частности является направление личностей на правильный жизненный путь, что достигается за счет соблюдения двух принципов:

  • наибольшего счастья (которое выступает ориентиром и целью всякого поступка);
  • психологического гедонизма (который детерминирует поведение людей эгоистическими мотивами).

Закон должен выстраиваться таким образом, чтобы на основании учета второго принципа, т.е. используя систему поощрений и наказаний, направлять людей в сторону первого, т.е. на достижение личного счастья, из которого складывается общественное благо.

При этом отстаивая примат эгоистических потребностей отдельной личности, над несуществующими общественными интересами, Бентам расходится во мнении с А. Смитом, который полагает, что свободная деятельность индивидов (невидимая рука рынка), сама приведет общество к гармонии и балансу. Бентам более скептичен и полагает, что общество нуждается в государственном регулировании в том отношении, чтобы указывать общий путь и границы движения, хотя помощь государства и не должна переходить в контроль.

Для достижения общественного благополучия государство должно развивать три ветви права – гражданскую, регулирующую распределение счастья, уголовную, назначающую наказания, и конституционную, отражающую основные законы.