Х. Г. Гадамер – немецкий мыслитель XX века, почетный профессор многих университетов, один из основоположников герменевтики.
Биография Ханса Гадамера
Х.Г. Гадамер родился в 1900 году в Марбурге. Его отец был профессором фармакологии в местном университете. Когда Хансу было четыре года, его мать умерла из-за сахарного диабета, что впоследствии повлияло на выбор им гуманитарных наук и философии в качестве основы своего образования. Отец Гадамера всеми силами старался заставить собственного сына заниматься естественными науками, но не преуспел в этом.
Гадамер обучался в университетах Бреслау и Марбурга, его интересы были сосредоточены в области филологии и философии, в частности большое влияние на него оказывают неокантианцы Наторп и Гартман. Однако после защиты диссертации Гадамер отправляется во Фрайбургский университет, где знакомится с Хайдеггером, который на долгое время определяет направление его философских интересов.
Обладая слабым здоровьем (Ханс в детстве болел полиомиелитом), Гадамер благополучно пережил обе мировые войны и не был призван в армию. Отношения Гадамера к НСДАП остается достаточно дискуссионным вопросом. Гадамер находился под личностным и философским влиянием Хайдеггера. Когда тот получил кафедру в Марбургском университете, Гадамер последовал за ним, где под его руководством защитил докторскую диссертацию. В этот период он также много общался с Гуссерлем. В отличии от Хайдеггера Ханс не вступил в партию, однако состоял в Нацистском союзе учителей, а также был одним из 900 профессоров, подписавших заявление в поддержку Гитлера.
С 1939 года Гадамер преподает в Лейпцигском университете, затем переходит в университет Франкфурта-на-Майне, а после – в Гейдельбергский университет. В 1962 году Гадамер был избран главой Немецкого философского общества.
В 1968 году Гадамер выходит на пенсию, после чего переезжает в США, где преподает в различных университетах в качестве приглашенного профессора. В 1989 году философ возвращается в Германию, где остается до конца жизни. В 2001 году Гадамер в последний раз принимает участие в академическом собрании, и через год, в возрасте 102 лет, он умирает.
Основные его труды:
- Истина и метод,
- Игра искусства,
- Актуальность прекрасного.
Герменевтика Гадамера
Понятие герменевтики зародилось еще в античный период и связано с толкованием, а также связью между автором и толкователем. Определенное развитие герменевтика получила в период позднего средневековья на материале толкования библии схоластами и философами, а конкретные теоретические основания она обрела уже в новое время в трудах Шлейермахера, который выделил в тексте два плана – содержательный и личностный, который противопоставлялись друг другу.
До Гадамера многие философы брались за развитие герменевтики, однако ее фундаментальной проблемой оставалась крайняя субъективность, которая проявляла себя в виде доминирования одной из двух тенденций – признания крайней оригинальности и неповторимости чужого текста, либо напротив, попытке его адаптации под «универсальный язык» выработанный самим философом, что в любом из случаев делало невозможным адекватное его понимание.
Гадамер в свою очередь, опираясь на работы Хайдеггера, полностью меняет взгляд на герменевтику как таковую. Он отрицает понимание герменевтики исключительно как метода интерпретации текста, равно как и способа исследования духовной реальности его автора, так как в этом случае текст перестает быть текстом в герменевтическом понимании, и становится обыденным объектом исследования, как и в любой естественной науке, т.е. утрачивает свою специфику.
Учение Гадамера о герменевтике имеет две специфических особенности:
- во-первых, Гадамер включает в герменевтику рассмотрение онтологических вопросов, отказываясь от исключительно гносеологической ее направленности;
- во-вторых, Гадамер расширяет работу с текстом, включая в него помимо его толкования, дальнейшее продолжение жизни текста через его интерпретации, которые представляют собой новые тексты.
В соответствии со своими убеждениями Гадамер начинает излагать собственную теорию с позиции онтологического прочтения идей философов, разрабатывавших герменевтику до него - от Шлейермахера, до Дильтея и Шлеера, а также и работ своего учителя Хайдеггера.
Понимание и герменевтический опыт
В своих работах Гадамер полностью переносит акценты герменевтики с познания, расшифровки и интерпретации текста на онтологию, т.е. понимание как особый опыт и способ бытия человека, его самоутверждения и подлинного существования.
Понимание не может быть осуществлено по какой-либо схеме или методу – это всегда творческий процесс, более того всегда процесс глубоко индивидуальный. Его результатом не в коей мере не может являться расшифровка некоего исходного текста, результатом понимания, как акта онтологического соприкосновения с другим, становится новый текст, т.е. продукт понимания личностью самой себя через другого.
При этом Гадамер постоянно настаивал на дорациональном и даже довербальном характере такого понимания, поскольку оно не связано с познавательной деятельностью как таковой и доступно в своей жизнеутверждающе й форме любому человеку вне зависимости от культуры, образования или возраста.
Главной характеристикой, определяющей глубину понимания личности является ее герменевтический опыт, на основании которого и происходит «толкования» текста Другого. Герменевтический опыт представляет собой мало уловимое переживание, которое может быть воспринято средствами познания лишь крайне опосредовано, поскольку вся гносеология имеет методический, а потом негерменевтический, не бытийный характер, в то время как опыт лежит в основе индивидуального бытия личности.
В этом отношении Гадамер возражает известному высказыванию Декарта, говоря о том, что не мысль есть признак существования человека, а опыт понимания другого, который и порождает картину Я.