Понятие и характерные черты гносеологии
Гносеология – это некоторое достоверное знание. В философии гносеология изучает методы получения знания, познавательные возможности разума человека. Без гносеологии стало бы невозможным развитие самой философии. критический подход, используемый во всех направления данного учения, дает возможность разделять истинное знание и вымысел.
Характерными чертами гносеологии являются:
- Критичность – основная гносеологическая особенность. Философия, при рассмотрении соотношения реальности с иллюзией, подвергает критике саму возможность изучения мира. В каждом гносеологическом направлении используется критицизм, для оценивания объективных свойств предмета, а также его соответствия здравому смыслу.
- Нормативизм – еще одна черта гносеологии, предполагающая существование некоторого фундаментального знания, на основании которого могут быть определены способности разума людей и доступные для него границы познания. Ученым могут быть использованы эксперименты, готовые формулы или идеальная модель в зависимости от направления гносеологии.
- Субъектоцентризм – предполагает, что главная роль в исследовании принадлежит субъекту, то есть тому, кто познает. Процесс изучения без субъекта не может быть осуществлен.
- Наукоцентризм – важнейшая черта гносеологии. Она предполагает, что научный подход не может быть ничем заменен, а исследования должны быть проведены при опоре на научные факты.
Представители гносеологии
Каждая отдельная эпоха характеризуется своими яркими представителями гносеологического направления:
Период Античности. Парменид был одним из первых, кто заинтересовался проблематикой познания. Он разграничивал истину и мнение, считая, что истина неизменна, непротиворечива и находится вне времени. Сократ является автором одного из самых первых методов познания – майевтики. Аристотелем были сформулированы основополагающие принципы рационализма и разработана аналитика, как один из методов познания.
Средневековье. Данный период характеризуется развитием схоластики, представители которой и занимались изучением познания. Так, философом Оригеном была выдвинута теория трехуровневого понимания.
Новоевропейское время. Научный подход стал основным методом познания. Рационалисты, яркими представителями которых являются Декарт и Лейбниц, конфликтовали в этот период с эмпириками, к которым относились Дж. Локк, Д. Юм, Фр. Бэкон. Ими было выдвинуто два противоположных метода – опыт и дедукция. Дедуктивный подход базируется на логических умозаключениях, основанных на наблюдениях, а опыт базируется на личностном восприятии.
Немецкая классическая философия ставила под сомнение саму возможность познания мира. И. Кант задавался вопросом, касающимся предпосылок знания. Гегель апеллировал к логике, считая ее единственным методом познания. Остальные типы познавательных способностей он определял в качестве недоразвившихся методов мышления.
Классическое неокантианство – неокантианство позволило гносеологии обрести статус самостоятельной науки. Представители различных ветвей данного направления сходились в едином мнении, что гносеология представляет собой учение о знании и границах познания. Определение гносеологии впервые сформулировал русский ученый-философ – Введенский.
Марксизм. Энгельсом учение о мышлении было выделено в отдельное философское направление, которое основывалось на законах формальной логики. Все остальные научные сферы опирались на анализ культуры и истории.
Современная философия имеет два пути развития методов получения знания или информации. Первый путь базируется на иррациональных способах познания, а второй – на абстрактной структуре знания и социальных предпосылках. Социология оказала наибольшее воздействие на процесс становления современной формы гносеологии.
Говоря о представителях гносеологии, нельзя не сказать о философах, занимающихся развитием двух путей разрешения проблемы познаваемости мира – скептицизма и гносеологического оптимизма.
Скептицизм в качестве самостоятельного философского направления появился еще в III веке до н.э. в Древней Греции. Скептики продолжали традиции софистов, указывая на относительность человеческого познания, на зависимость его от разных условий – жизненных обстоятельств, состояния органов чувств, влияния привычек и традиций. Родоначальником скептицизма считается Пиррон из Элиды, а представителями – Тимон, Карнеид, Энесидем, Секст Эмпирик, Агриппа. Центром внимания Пиррона были этические проблемы, а также вопрос счастья и путей его достижения. Счастье в Понимании Пиррона – это невозмутимость, то есть атараксия и отсутствие страданий – апатия. Средство достижения счастья – скептическая программа отношения к миру.
Яркие представители скептицизма – Рене Декарт, а также Д. Юм, который совместно с Декартом стремился доказать, что из универсального сомнения выбраться невозможно.
Крайним вариантом скептицизма выступает агностицизм, представление о том, что истинное знание вообще не является возможным, а, соответственно, мир невозможно познать.
Д. Юм утверждал, что опыт – единственный источник познания, поэтому он не может подвергаться проверкам. Из-за этого невозможно установить истинность отношений между данными, которые получены посредством опыта и объективным миром. Познание связано только с опытом и принципиально не может выходить за его пределы, а поэтому не может судить о том, какие отношения установлены между опытом и объективной реальностью.
В гносеологическом оптимизме объединены мыслители, которые были уверены в познаваемости мира и признавали безграничные возможности разума людей для постижения объективной реальности. Данную точку зрения разделяли представители французского просвещения – Д. Дидро, П.Д. Гольбах, К.А, Гельвеций и др.