Гетерология – это актуальная концепция современной философии, которая основывается на множественности и различности как базовых основаниях реальности.
Гетерология не имеет четко фиксированной парадигмальной формы, но становится ревизией классической философии.
Философская антропология
Философская антропология – это философское учение о сущности и природе человека; направление в западноевропейской философии первой половины XX века. Она основывалась на идеях Дильтея, феноменологии Гуссерля.
Антропогенез – это единый процесс возникновения и развития человека, имеющий разнообразные и многочисленные интерпретации причин, механизмов и факторов в зависимости от общей мировоззренческой позиции, понимания сущности человека и общих закономерностей мироустройства.
Процесс исследования антропогенеза тесно связан с развитием философской антропологии, поскольку философия стремиться описать закономерности бытия и выявить роль личности внутри него.
Философская антропология связана с появлением классических для данного направления работ М. Шелера и Х. Плеснера. В более позднее время появились работы под авторством А. Гелена. Все эти ученые стремились понять истинную природу бытия человека и все аспекты его взаимоотношений с окружающим миром.
М. Шелер в известном докладе «Положение человека в Космосе» указывает на тот факт, что философская антропология и естественно – научная антропология далеки друг от друга. Авторитет дарвинизма в вопросе о происхождении человека подорван и специальные науки скрывают его сущность, могут ограничивать в той или иной мере.
Во многом целью философской антропологии становится объяснение личности с метафизических позиций проблематичности ее собственной природы и наличия многообразия интерпретаций со стороны мышления того или иного типа. Поэтому развитие философской антропологии тесно сопрягалось с необходимостью развития других направлений знания о человеке.
Дополнительными в данном случае можно назвать следующие сочинения:
- П. Л. Ландсберг, «Введение в философскую антропологию»;
- Л. Бинсвагер, «Основные типы познания человеческого бытия»;
- Г. Липпс, «Человеческая природа».
Гетерология и философская антропология
В настоящее время современная философия сталкивается с изменениями такого масштаба, а также характера, которые ранее были совершенно не характерны. Современность размывает не только понятие «человек», но и само явление трансгуманизма во всех возможных ипостасях.
Прямым следствием данного факта становится формирование принципиально иного опыта и открытие перед личностью мало известных ранее аспектов проблемного осмысления целого ряда комплексов. Среди них:
- «Я и другой»;
- «иное – свое».
В связи с этим появляется больше оснований для того, чтобы признать, что «Иной» или «Другой» составляют нечто внутри самого человека, который расположен внутри него в пространственной или семиотической оппозиции. «Иное» может восприниматься как нечто нереальное и изначальное.
Другими словами, человек рождается не тем, кем становится на самом деле и всю жизнь учится обманывать самого себя относительно факта собственной принадлежности.
Но, с другой стороны, «иное» в человеке может признаваться фрагментом внешнего мира, вкраплением в природу, которое неизвестно и не понятно. Оно выступает инородным телом, которое формирует личности изнутри и определяет ее существование. Такая позиция соотносится с концепцией «большого» и «малого» Ж. Лакана.
Но признание самого факта гетерогенности, несводимости человека к своему внутреннему миру предъявляет к философии жесткие требования пересмотру ряда позиций. Прежде всего, признание гетерогенности требует решительной ревизии всего комплекса философско-антропологических знаний, которые основываются на методологических установках и подходах, а также выработки новой стратегии философско-антропологического познания.
Нынешняя ситуация требует формулировки новых вопросов, которые направлены на прояснения того, каким образом человек выстраивает отношения с «внутренним чужим» для себя. Возможно ли существование гетерогенной субъективности и каковы пути адаптации к гетерогенному «внутреннему миру».
На основании вышеописанных данных, можно привести следующие вопросы для дальнейших философско-антропологических исследований:
- какое содержание имеется между понятиями «я» и «не я» в новых интеллектуальных условиях восприятия окружающего мира, какими могут быть их соотношения, где пролегает граница данных концептов и какова степень их автономности, можно ли отделить «я» от «не я»;
- возможна ли власть индивида над собственным миром. Если она возможна, то каким будет характер и природа подобной власти, какими границами можно обрести такую власть и как ее в действительности реализуют;
- может ли быть тотальное подавление Внутренней Инаковости, стоит ли принимать ее в системе неизбежности и принимать в качестве источника потенциального развития человека;
- можно ли людям пересмотреть критерии человечности, и в каком случае данная процедура может быть уместна, реализована «здесь и сейчас».
При этом последний вопрос максимально тесно связан с комплексом актуальных исследований техник и трансформаций человека в результате внедрения самых инновационных технологий.
В настоящее время решение данного вопроса предполагает одну из двух взаимоисключающих позиций. При этом каждый человек должен определить для себя, приводит ли техника к социальной и личностной идентичности или же к деградации.
При этом дихотомия фактически исключает само предложение о том, что люди могут двигаться не с одной из крайностей, а с проявлением некоторой новой малоизвестной стороны природы личности, которая проявится сейчас или возникнет в будущем.