Понятие функционального анализа общества
Общество, или социум – это общность людей, специфика которой представлена отношениями людей друг с другом, формами их взаимодействия и объединения.
Структурно-функциональный анализ – это преобладающее направление в американской социологии после Второй мировой войны, в соответствии с которым главной задачей социологии является изучение механизмов и структур, которыми обеспечивается устойчивость социальной системы.
Автором теории структурно-функционального анализа считают социолога-теоретика, президента Американской социологической ассоциации Толкотта Парсонса (1902-1979 гг.). Он видел основой структурно-функционального анализа идею социального порядка, в котором над конфликтом доминирует согласие, или консенсус. Структурно-функциональная теория характеризуется сознательным стремлением выстраивать законченную систему социального действия в качестве наиболее полной системы объяснения эмпирических фактов реальной действительности. Совместить характерную функционализму идею системности и идею развития старались сторонники неоэволюционизма.
На сегодняшний день данный термин употребляют, чтобы обозначать различные варианты пересмотра идей эволюционизма. Неоэволюционизм основывается на принципах прерывистости изменений и многолинейности эволюции. Обычно рассматривают социальную эволюцию в качестве продолжения биологической, неоэволюционизм, с целью объяснения происхождения человеческой культуры привлекает новую информацию из информации социальных наук, результаты эмпирических исследований.
Теории социального конфликта
Теории социального конфликта – это одно из направлений социологии, которое признает и исследует конфликт, в качестве наиболее значимого фактора общественного развития.
Данный термин ввел в оборот Г. Зиммель. Наиболее популярной из всех теорий конфликта является теория, разработаная Ральфом Дарендорфом (1929 г.), немецким социологом, утверждавшим, что все сложные организации базируются на перераспределении власти, которое и есть источник конфликта. В соответствии с этой теорией, люди, у которых есть власть, могут посредством разного рода средств, к которым относят принуждение, как один из основных, добиться выгоды от людей, имеющих меньшую власть.
Возможности распределения власти и авторитета сильно ограничены, в связи с этим члены общества любого борются за их перераспределение. Такая борьба может открыто не проявить себя, но основания для нее существуют в любой из социальных структур.
Иными словами, в соответствии со взглядами Дарендорфа, основой конфликта человеческих интересов выступают не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Источником конфликтов считают так называемого политического человека. Так как одно перераспределение власти выдвигает на очередь другое, социальные конфликты характерны для любого общества. Они возникают постоянно и избежать их практически не возможно, являясь средством удовлетворить интересы, смягчить проявление любых человеческих страстей.
Человеческое действие – это саморегулирующаяся система, специфика которой заключена в символичности (к символическим механизмам регуляции относят язык и ценности), нормативности (индивидуальное действие зависит от общепринятых норм и ценностей), волюнтаристичности (ираациональности и независимости от условий среды, зависимости от субъективного понимания ситуации). Действие – это процесс внутри системы «субъект действия («Я») – ситуация).
Акт социального действия состоит из:
- действующего лица, то есть субъекта действия: человека, группы, организации, нации;
- цели;
- ситуации – внешних обстоятельств;
- норм и ценностей – основания для выбора средств и целей действия.
Функции социального действия:
- А-Адаптация к условиям окружающей среды: ответственность поведенческого организма;
- G-целедостижение: достижение целей по отношению к окружающей среды: система личности и политическая подсистема;
- I-интеграция: координация социальных действий с действиями других носителей. Обеспечивает данную ступень социальная система и гражданское сообщество;
- L-поддержание образца – накопление информации, норм и образцов. Функция выполняется культурной системой и институтами культурами. Действующими функциями порождаются устойчивые отношения, то есть социальные системы.
Функционирование общества – это постоянное его воспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур и функциональных связей, которые составляют организацию социетальной системы.
Общество утверждает себя в качестве целостности в постоянном противостоянии окружающей действительности. Самосохранение и функционирование общества представляет собой не что иное, как его способность противостоять деструктивному воздействию извне. Функционирование предполагает поддержание равновесия системы с окружающей средой.
Чтобы обозначить процесс самовоспроизводства социальной системы используют термин «аутопойезис», что в переводе с греческого означает самопорождение и самотворение, который предложил чилийский биолог У. Матурана.
Аутопойетическая система – это такая система, которая имеет способность воспроизводить свои основные компоненты, обеспечивая их связанность, упорядоченность, поддерживая этим собственную идентичность. Несмотря на это исключить изменения внутри системы невозможно, появляются все новые элементы, новые зависимости, переструктурирование нормативного порядка и пр.
При рассмотрении общества в качестве аутопойетической системы, нужно подчеркнуть ряд его свойств:
- обществу характерна способность воспроизведения себя как целостности. Это объективное свойство системы, так как им не определяется желание и воля каждого человека;
- воспроизводя себя, общество сохраняет свою целостность, а также изменяется;
- самовоспроизводством общество не воссоздается в абсолютно неизменном виде, а только поддерживает свою самотождественность, то есть сохраняются общие принципы организации, отличающейся от всех остальных социальных систем;
- самовоспроизводство общества может быть осуществлено только на основании развития метаболических процессов, то есть при постоянном взаимодействии общества с окружающей его средой.
Условно принято представлять процесс самовоспроизводства общества в форме постоянной цепочки различных фаз, которыми определяется состояние системы.