Философский взгляд на экономику
Современная философия акцентирует внимание на многих проблемах экономической жизни. Философы пытаются выявить:
- каковы источники экономического развития,
- каково соотношение целей сторон, участвующих в экономических процессах,
- в чем состоит взаимосвязь межу реформами и революциями в экономической жизни общества и др.
Эпоха, которую мы переживаем, возлагает на общественную мысль, ее жизненную силу - философию - миссию по переоценке социокультурных и мировоззренческих ценностей цивилизации. Необходимо создать новую концепцию человека, его места в мире, его взаимоотношений с природой, необходимо разработать критерии, ценности неогуманизма, глобальную этику и понять содержание прогресса на основе императива выживания как высшей ценности человечества.
Экономическая философия и экономика в конце ХХ века могут быть только неклассической философией. Совершенно неклассическое будущее существование человечества в его современном развитии «охватывает» все области человеческой жизни, включая все «блоки» научного знания, поэтому происходит становление неклассической экономики.
Тенденции современной экономики:
- уход от классики экономической мысли;
- отсутствие нового решения проблемы стоимости;
- доминирование феноменально-событийной интерпретации экономической науки;
- ослабление философского, идеологического, социологического, исторического подходов и резкое усиление функционального, прагматического, механистического, математического подходов к рассмотрению экономической теории.
Неклассическая философия, как и неклассическая экономика, обязана своим существованием новому способу реантропизации социально-экономического существования человека и человечества в целом. Этот новый тип реантропизации связан с принципом управляемости и появлением неклассической личности, способной взять на себя ответственность за развитие социоприродной гармонии.
Философия экономики и экономическая наука выступает в современной структуре философии как система соответствующих частей, названия которых включают в себя атрибут «экономический».
Великий экономико-антропный принцип дополнения, вытекающий из логики концепции тотальной неклассичности будущего существования человечества, взаимодействует с великим эколого-антропным принципом дополнения.
Эти принципы доказывают, что без изучения природы человека экономические и экологические теоретические построения остаются неполными, сокращенными и несовместимыми с изучаемой реальностью. В то же время эти «принципы сложения» влекут за собой принцип неклассической онтологии человека — принцип единства того, что есть и что должно быть. Долг является неотъемлемой частью социальной (и, следовательно, экономической) природы человека. Последнее означает, что «качество проецируемости», присущее человеческому и социальному интеллекту, является важнейшим атрибутом бытия. Принцип управляемости получает онтологическое обоснование. Поэтому в либеральной теоретико-экономической схеме либеральные надежды на стихийную самоорганизацию рынка носят мифологический характер.
Философские проблемы экономики
Современная философия рассматривает различные проблемы экономики. Наиболее важной проблемой современной российской общественно-философской мысли является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Закон важности материального производства К. Маркса получил признание в марксистско-ленинском обществознании как непреложная истина.
Многие мыслители превозносят способ материального производства и выдвигают достаточно весомые аргументы:
- постоянное осуществление воспроизводства материальных благ жизненно необходимо обществу;
- способ производства и разделение труда влияют на развитие классов и социальных групп;
- способ производства влияет на развитие политической жизни общества;
- благодаря процессу производства создаются важные материальные условия для развития духовной жизни общества;
- материальное производство поддерживает деятельность человека во всех сферах жизни и труда.
К. Маркс выделял производительные силы труда и всеобщие производительные силы. Человек, работник, является непосредственным субъектом труда. Прежде всего, в качестве работника выступает человек, обладающий физическими и умственными способностями, опытом и определенной степенью культурного развития. Такие люди – это костяк общества.
Еще Аристотель считал, что во всяком государстве есть три части: очень богатая, крайне бедная и третья, промежуточная между теми и другими. Так как общепризнано, что умеренность лучше всего, ясно, что средний достаток — наилучший. Государство поэтому должно стремиться к тому, чтобы в нем все граждане были равны.
Для Аристотеля собственность есть атрибут того, что мы сейчас называем «буржуазией». Аристотель признает, что те, кто не владеет собственностью, а также те, кто имеет ее в избытке, не могут способствовать поддержанию стабильности государства.
Социальная философия признает значение материального производства, но не считает его главной сферой общественной жизни. По словам социолога Р. Арона, «в контексте марксистского взгляда на капитализм и историю большое внимание уделяется сочетанию понятий производственных отношений, производительных сил, классовой борьбы, классового сознания и того, что выходит за пределы этого базиса и надстройки. Эти понятия могут быть использованы в любом социологическом анализе. Критическое и методичное использование этих понятий допустимо для понимания любого общества».
Р. Арон считает марксистское социальное учение неоднозначным, так как возможны две интерпретации идей К. Маркса – критическая и ортодоксальная.