Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Философская проблема виртуальной реальности

Проблема генезиса виртуальной реальности

Стремительное развитие компьютерных технологий дает человеку возможность воспринимать альтернативный мир, отличный от реальности. Эта возможность, в свою очередь, порождает ряд мировоззренческих проблем, связанных с пониманием виртуальной реальности.

Термин «виртуальный» произошел от латинского слова virtus, имеющего множество определений:

  • нравственная ценность,
  • благо,
  • специфический артефакт.

Слово «виртуальный» чаще всего используется как синоним потенциального, воображаемого, нереального.

Сам термин «виртуальная реальность» относится к реальности, которая может существовать как в потенциальном, возможном, так и в реально существующем, действующем состоянии. Философский подход, используемый для изучения виртуальных реальностей, называется «виртуализацией». Это полионтологический подход, предполагающий множество реальностей, в отличие от моноонтологического подхода, предполагающего только одну реальность – природную. Его можно использовать во всех научных дисциплинах, а также для описания и понимания разнообразного мира культуры и искусства.

В философии техники есть классический вопрос о метатехническом источнике изобретения. Когда мы задаем этот вопрос и отвечаем на него, мы не думаем о том, как было сделано изобретение. Эта проблема принадлежит истории техники и психологии технического творчества. Философская проблема состоит в том, чтобы найти самый общий повод для изобретения и масштаб, из которого получается нечто новое, не существовавшее ранее. Источником изобретения виртуальной реальности была потребность в разработке «человеко-технических» систем. Сфера, из которой исходит это нововведение, двояка: техника и человек важны, но не сами по себе, а в их взаимодействии. Главным в этом взаимодействии является киберпространство. Следующим шагом является моделирование или симуляция внешней среды, ведущая к изобретению виртуальной реальности. Техническая потребность в разработке человеко-машинных систем стала источником изобретения виртуальной реальности.

Таким образом, техника порождает технику, и не отвечает на вопрос о метатехническом источнике изобретения: почему человек чувствует себя скованным в реальном мире и вторгается в виртуальный? Дело в том, что современный мир – это серия строго рассчитанных рациональных действий с безусловной эффективностью. С точки зрения философии техники г-на Хайдеггера можно сказать, что современный человек живет в ложном, искусственном мире.

«Философская проблема виртуальной реальности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Попытка прорваться в другой, реальный мир заведомо обречена на неудачу, потому что время, когда можно было кричать «назад к природе» по выражению просветителя Ж. Ж. Руссо, давно прошло. Мы уже не умеем и больше не хотим жить на природе, где мало техники. Поэтому у нас есть только один выход - вперед и дальше по пути механизации, к преодолению угнетающей нас существующей технической реальности, к более свободной, но и более искусственной реальности, т. е. реальности виртуальной. Если раньше, в древности и даже в Средние века и позднее, вплоть до XIX века, мир человеческой жизни был проникнут духовностью и метафизикой, то в XX веке эта одухотворенность и метафизика мира сжались до невыносимого уровня. благодаря величию современных технологий. А потом, в ответ на это сжатие, произошел взрыв или прорыв в виртуальную реальность. Таким образом, с философской точки зрения можно представить себе метатехнический источник изобретения виртуальной реальности.

Философская интерпретация виртуальной реальности

В самом общем виде реальность чаще всего понимается как часть, сторона или фрагмент бытия. Вполне уместно задать топологический вопрос: какой известной реальности принадлежит виртуальная реальность? Если понимать виртуальную реальность как явление, проявляющее совокупность таких свойств, как погруженность и интерактивность, то есть отличать виртуальную реальность как таковую от явлений, сходных с ней, можно утверждать, что в ментальном мире нет виртуальной реальности. Виртуальная реальность не является частью или модификацией духовной реальности.

Таким образом, виртуальная реальность остается четвертой реальностью современного мира, возникшей вместе с человеком, но на протяжении тысячелетий несопоставимой с первыми тремя реальностями. Начиная с XIX века, который называют веком техники, техника заняла столь важное место, что в конце XX века ее можно по праву поставить рядом с природой, обществом и человеком. Современная жизнь немыслима без технической реальности и не может быть адекватно отражена в философии. Сравнивая виртуальную реальность с технической реальностью, становится ясно, что они связаны как часть и целое. Виртуальная реальность — это часть, фрагмент или новая модификация технической реальности.

Философская интерпретация виртуальной реальности может не совпадать с техническим пониманием этого явления. Ученые виртуальную реальность интерпретируют как иллюзию или воображаемый мир. При такой интерпретации мы упускаем самое главное, то, что виртуальная реальность — это реальность, потому что она определяется человеком или устройством.

Материальные проявления виртуальной реальности:

  • 3D-графика,
  • локализованный объемный звук,
  • тактильные ощущения и т. д.

Философскому осмыслению виртуальной реальности мешает неоднозначность самого термина «виртуальный». Если отбросить этимологическую интерпретацию и попытаться осмысленно интерпретировать виртуальную реальность, то здесь мы сталкиваемся с двусмысленностью. С социокультурной точки зрения виртуальная реальность, мягко говоря, амбивалентна, как и технологии в целом. Формула Э. Мах хорошо поддается философскому осмыслению виртуальной реальности: мир есть комплекс ощущений.

В виртуальном мире стирается грань между физической и психической реальностью. Но когда виртуал закрывает глаза или кто-то выключает компьютер, виртуальная реальность исчезает, ведь она невозможна без взаимодействия тела и разума, а точнее: невозможна без взаимодействия людей и технологий.

Виртуальная реальность — наиболее подходящее и в этом смысле идеальное явление для постмодернистской интерпретации, поскольку одним из основных источников постмодернизма является развитие техники в сторону нематериального. Причем это не означает исчезновения материальной основы техники и превращения ее в трехмерную компьютерную графику. Вопрос ценности возникает, когда постмодернизм устанавливает насыщение электроники функциями человеческого сознания, приводя к качественному развитию человеко-машинного континуума. Одним из таких континуумов является виртуальная реальность, философская интерпретация которой затруднена как с точки зрения материализма, так и с точки зрения идеализма и картезианского дуализма.

Дата последнего обновления статьи: 28.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot