Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Способы представления человека в индийской философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Философская антпропология / Способы представления человека в индийской философии

Общая характеристика философской антропологии Индии

Антропологическая проблематика в рамках древней индийской философии занимала одно из центральных мест.

Замечание 1

Вопрос о природе и положении человека решался совместно с онтологической и гносеологической проблематикой.

Отметим некоторые понятия индийской философии в их связи с решением вопроса о статусе человека.

Душа По данной теме мы уже выполнили реферат Душа человека подробнее , по мнению индийских мыслителей, двусоставна. Она включает в себя:

  • Атман – частица божественного в человеческой душе; посредством него человек ощущает себя частью космоса;
  • Манас – другая часть души человека, которая формируется в процессе его жизни, подвержена изменениям в зависимости от поведения и моральных качеств человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, индийская философия разделяет три вида сознания человека:

  • майя – сознание-сновидение;
  • пуруша – чистое сознание (также используется для обозначения изначальной энергии, посредством которой был сотворен мир);
  • пракрити – материальное сознание.

Индийская философия касается антропологических вопросов, разрабатывая такие понятия как сансара, карма, мокша и ахимса. Остановимся на них подробнее.

Сансара

Понятие сансары отражает веру индийских мыслителей в бессмертие души. Оно обозначает повторное и бесконечное перерождение души человека. Сансара иерархична, т.к. представляет собой лестницу перерождений, направленных вниз или вверх, что зависит от жизненной позиции и поведения каждого человека. Идеальным итогом сансары является состояние мокши, освобождения от бесконечности перерождений.

Для школ джайнизма По данной теме мы уже выполнили реферат Философия джайнизма подробнее , вайшешики и ньяи сансара – это реальное перевоплощение духовной индивидуальности человека. В школе санкхья перевоплощению подвержено «тонкое», духовное тело, которое имеет связь с модусами сознания. В веданте перевоплощению подвержена душа, которая не знает, что связана с божественной духовностью Атмана. Поэтому перерождение здесь носит характер незнания.

Карма

Карма в рамках индийской интеллектуальной культуры является ключевым понятием, своего рода «естественным» законом существования человека. Карма представляет собой влияние совокупности всех действий человека на его последующую жизнь как здесь и сейчас, так и после смерти и новых воплощений.

Карма имеет двоякую смысловую наполненность. С одной стороны, она предполагает морально окрашенную оценку жизни и деяний каждого человека, с другой стороны, с помощью нее происходит установление причинно-следственных связей между единичным поступком и его последствиями.

Концепция кармы приводит к рассмотрению нашего мира и человеческой жизни в нем как своего рода воздаяния за прожитые душой в прошлом жизни.

Мокша

Определение 1

Понятие мокша служит для выражения высшей цели человеческого существования; оно представляет собой духовное освобождение от череды перевоплощений; своего рода достижение состояния блаженства.

В ранних Упанишадах мокша трактуется как освобождение от всего негативного (от смерти, неведения и т.п.). В буддизме мокша достигается посредством особых мистических практик; мокша – предел духовного совершенства. В некоторых буддистских По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Религиозная этика буддизма подробнее текстах встречается обоснование нирваны как состояния достижения мокши.

Ахимса

Антропологическая установка, присущая индийским интеллектуальным и мистическим практикам, призывающая к избеганию причинения вреда, насилия и убийства. Ахимса является ключевой добродетелью, которую должен приобрести каждый человек. Ахимса определяет нормы поведения в первую очередь отшельника, но также ей могут следовать и люд, живущие обыкновенной жизнью. К раскрытию понятия ахимсы близки сострадание и дружелюбие.

Итак, заключая можно отметить основные характеристики человека в индийской философии:

  • человек, с одной стороны, понимается как часть животного мира, с другой, он занимает доминирующее положение;
  • человек един с космосом; образ Пуруши – первочеловека, из которого был сотворен мир;
  • человек способен познать моральные установки и следовать им, что может повлиять на его статус в рамках бытия.
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис