Общая характеристика философской антропологии Индии
Антропологическая проблематика в рамках древней индийской философии занимала одно из центральных мест.
Вопрос о природе и положении человека решался совместно с онтологической и гносеологической проблематикой.
Отметим некоторые понятия индийской философии в их связи с решением вопроса о статусе человека.
Душа, по мнению индийских мыслителей, двусоставна. Она включает в себя:
- Атман – частица божественного в человеческой душе; посредством него человек ощущает себя частью космоса;
- Манас – другая часть души человека, которая формируется в процессе его жизни, подвержена изменениям в зависимости от поведения и моральных качеств человека.
Кроме того, индийская философия разделяет три вида сознания человека:
- майя – сознание-сновидение;
- пуруша – чистое сознание (также используется для обозначения изначальной энергии, посредством которой был сотворен мир);
- пракрити – материальное сознание.
Индийская философия касается антропологических вопросов, разрабатывая такие понятия как сансара, карма, мокша и ахимса. Остановимся на них подробнее.
Сансара
Понятие сансары отражает веру индийских мыслителей в бессмертие души. Оно обозначает повторное и бесконечное перерождение души человека. Сансара иерархична, т.к. представляет собой лестницу перерождений, направленных вниз или вверх, что зависит от жизненной позиции и поведения каждого человека. Идеальным итогом сансары является состояние мокши, освобождения от бесконечности перерождений.
Для школ джайнизма, вайшешики и ньяи сансара – это реальное перевоплощение духовной индивидуальности человека. В школе санкхья перевоплощению подвержено «тонкое», духовное тело, которое имеет связь с модусами сознания. В веданте перевоплощению подвержена душа, которая не знает, что связана с божественной духовностью Атмана. Поэтому перерождение здесь носит характер незнания.
Карма
Карма в рамках индийской интеллектуальной культуры является ключевым понятием, своего рода «естественным» законом существования человека. Карма представляет собой влияние совокупности всех действий человека на его последующую жизнь как здесь и сейчас, так и после смерти и новых воплощений.
Карма имеет двоякую смысловую наполненность. С одной стороны, она предполагает морально окрашенную оценку жизни и деяний каждого человека, с другой стороны, с помощью нее происходит установление причинно-следственных связей между единичным поступком и его последствиями.
Концепция кармы приводит к рассмотрению нашего мира и человеческой жизни в нем как своего рода воздаяния за прожитые душой в прошлом жизни.
Мокша
Понятие мокша служит для выражения высшей цели человеческого существования; оно представляет собой духовное освобождение от череды перевоплощений; своего рода достижение состояния блаженства.
В ранних Упанишадах мокша трактуется как освобождение от всего негативного (от смерти, неведения и т.п.). В буддизме мокша достигается посредством особых мистических практик; мокша – предел духовного совершенства. В некоторых буддистских текстах встречается обоснование нирваны как состояния достижения мокши.
Ахимса
Антропологическая установка, присущая индийским интеллектуальным и мистическим практикам, призывающая к избеганию причинения вреда, насилия и убийства. Ахимса является ключевой добродетелью, которую должен приобрести каждый человек. Ахимса определяет нормы поведения в первую очередь отшельника, но также ей могут следовать и люд, живущие обыкновенной жизнью. К раскрытию понятия ахимсы близки сострадание и дружелюбие.
Итак, заключая можно отметить основные характеристики человека в индийской философии:
- человек, с одной стороны, понимается как часть животного мира, с другой, он занимает доминирующее положение;
- человек един с космосом; образ Пуруши – первочеловека, из которого был сотворен мир;
- человек способен познать моральные установки и следовать им, что может повлиять на его статус в рамках бытия.