Фигура мыслителя
Пьер Тейяр де Шарден ($1881-1955$) является представителем католической теологии.
Значительный вклад его идеи внесли в антропологию, теологию, палеонтологию. В своих теолого-философских трудах Шарден развивает концепцию ноосферы.
Это он осуществляет соединяя положения христианской догматики с эволюционной теорией происхождения мира, разрабатываемой и поддерживаемой научным сообществом. Шарден не оставил после себя ни учеников, ни полноценной школы. Но известен как создатель направления в философии – тейярдизма. Первоначально оно было осуждено официальным католичеством, впоследствии же интегрировалось с ним, противопоставив себя неотомизму.
Предпосылки формирования концепции
Основной предпосылкой создания Шарденом своей теории стала его критика томизма. Что его не устраивало в томизме?
- Схематизм томизма, который, по его мнению, не позволяет оценить процессуальность, активность творения мира и человека, факт грехопадения и искупления. Акцент на процессуальности, кроме того, позволяет рассматривать творение человека как эволюционный процесс.
- Упор томизма на индивидуальном спасении, в то время как, Шарден призывает делать акцент на всеобщности спасения. Человечество у него предстает как вселенский организм, обладающий единым разумом.
Антропология Шардена
Свои взгляды на природу человека Шарден излагает в книге «Феномен человека». Человек здесь предстает центром универсума, точнее утверждается, что он вокруг него конструируется. Шарден склонен сводить развитие науки к человеку. Человек – не просто центр мира, но венец его эволюции.
Теология и философия
По своей философской позиции Шарден близок к монизму, утверждающему единство материи и духа. Материя – это своего рода «матрица» духа. Энергия материя противостоит энергии духа. Если первая по закону энтропии постепенно убывает, то вторая – пребывает согласно с ходом эволюции.
Теология в творчестве Шардена предстает в ее единстве с наукой. Он теологически осмысливает эволюционную теории. Эволюция, согласно с его мнением, является постепенным приготовлением Второго Пришествия Христа. Оно произойдет в тот момент, когда духовный потенциал материи окончательно опустошится.
Понятие эволюции
Процесс эволюции Шарден рассматривает, выделяя три ее этапа:
По мнению Шардена, эволюция не завершается на творении человека, она продолжается по мере того как люди объединяются в сообщество. По большому счету, эволюция проявляется в процессе рождения вселенского человека, неизбежного единства, глобализации всего человечества.
Разум проявляет себя в мире. Процесс этот имеет следующую последовательность: через клеточный состав всего живого, древних существ, населявших планету, к человеку, целью жизни которого выдвигается развитие себя, своего духовного, интеллектуального потенциала до состояния ноосферы. Материальное вещество в своем развитии стремится стать духом. Персональная духовность каждого человека сливается во всеобщий Дух.
Итак, вещество эволюционирует в мысль, мысль же – в Дух. В начале – это Дух Земли, потом он переходит в стадию Второго Пришествия Христа.
Шарден предлагает графическое выражение своего понимания эволюции. Оно представляется им в виде пространственно-временного конуса. В его основании – первобытный беспорядок и хаос, вершина же – Абсолютный Дух, Пришествие Христа, «точка Омега». Сила, соединяющая вершину и низы – это сила любви.
Эсхатология
Концепция Шардена носит эсхатологический характер. Итогом эволюции человека и мира является выход на новый уровень бытия. Иными словами, речь здесь идет о кончине нашего мира как его понимает христианство.