Понятие танатологии
Понятие танатология в переводе с греческого языка означает «наука о смерти». Танатология рассматривает человек с точки зрения наличия у него тела, которое подвержено постепенному умиранию.
Танатология – это медицинское понятие, которое отражает осмысление наукой процесса умирания человека, причин и непосредственных проявлений этого процесса.
Тема смерти в философии
Танатология в чистом виде является в большей степени понятием медицинским. Но несмотря на это тема смерти была одной из основных и в философии. Здесь, кроме этических смыслов, мыслители видели в ней онтологические и аксиологические смыслы.
Для античной мысли характерно двоякое отношение к феномену смерти. С одной стороны, тема смерти напрямую связана с телесностью, с другой стороны, танатологическая тематика имеет этическую нагруженность.
Для Сократа тематика смерти носит не только умозрительный характер, но и имеет практическую реализации. Он был приговорен к смертной казни и был умерщвлен. Для Сократа смерть является тайной, нельзя до конца точно определить то, что она есть благо или зло и т.д. Само занятие философией Сократом толкуется как постепенное умирание. Для Платона смерть является процессом освобождения бессмертной души человека от пут мира и телесности.
Для философа Эпикура тема смерти играет ключевую роль. Философия, им разрабатываемая, рассматривает как лавный вопрос: проблему осмысления смерти.
Демокрит связывал смерть и жизнь с чередованием вдоха и выдоха; смерть для него – это отсутствие дыхания.
Тема смерти в христианстве
В связи с появлением христианства и завоеванием им европейского интеллектуального пространства смерть начинает рассматриваться не как нечто негативное понятие, но как врата, ведущие к обретению блага и новой жизни.
Тема смерти в философии Нового времени
Философия Нового времени, отстраняясь от религиозного подхода к решению вопроса о природе смерти, делает акцент на естественнонаучном объяснении.
- Фрэнсис Бэкон считал, что человек должен находить утешение от мысли о неминуемой смерти в преодолении суеверий, в мысли о сопричастности величественности природы и в творчестве.
- Томас Гоббс стоит на позиции естественности старения и умирания, исходя из которой смерть является не только злом, но и при соответствующих условиях и благом.
- Джон Локк, как мыслитель стоящий у истоков теории либерализма, в рассмотрении темы смерти интересен тем, что являет первым, кто заговорил о праве на жизнь как изначальном праве любого человека.
- Рене Декарт рассматривает смерть расположенной на периферии сознания. Строгая система философия, отстроенная картезианской философии, дает сбой при определении смерти. Она понимается здесь как некий ужас, страх; смерть трагична.
- Тематику трагичности смерти продолжает Блез Паскаль, в философском наследии которого она занимает одно из центральных мест. На это в основном повлияло то, что сам мыслитель при жизни очень часто был болен. Смерть, по мнению Паскаля, это неизбежная доля всякого человека, которую с достоинством нужно пронести.
- В философии эпохи Просвещения находит продолжение новоевропейской понимание смерти. Так, Дидро утверждает то, что в человеке не должен присутствовать страх перед смертью. Ламетри сравнивает смерть с «нулем в арифметике», характеризуя смерть как полное отсутствие.
- Рассуждения И. Канта о смерти касаются обоснования возможности самоубийства, которое является актом проявления свободной воли человека, возможности смертной казни для преступников.
- Точка зрения Гегеля по вопросу отношения человека к смерти раскрывается в утверждении о необходимости человека жертвовать своей жизнью ради отечества и в предположении возможной быть смертной казни преступников.
В философии $XX$ века (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.) происходит онтологизация проблематики смерти человека.