Понятие антропогенеза в рамках философии
Антропогенез – это часть эволюционного учения, повествующая о процессе появления и эволюции человека как биологического вида. Антропогенез являет понятием, расположенным на стыке различных областей наук (биология, антропология, палеонтология, философия, этика и т.д.).
Применительно к философии учение об антропогенезе представляет собой совокупность философских подходов к анализу теорий происхождения человека.
Теории происхождения человека
В рамках философии сложились следующие подходы к осмыслению появления человека на Земле.
- Креационистская теория, господствовавшая по преимуществу до $XIX$ века, считала, что человек есть творение абсолютного божества. На эту теорию в значительной степени повлияла религия. Источником креационизма являются христианские тексты о сотворении Богом человека и множество примеров, которые нельзя обосновать с точки зрения эволюционизма.
- Эволюционная теория, созданная Ч. Дарвином в середине $XIX$ века. Ключевым стимулом для развития человека в рамках этой теории является труд. Поэтому многие исследователи называют данную теорию и трудовой. Согласно теории человек, занимаясь трудовой деятельностью, развивает свои руки, делая их более подвижными и свободными, и мозг. Этот процесс с ходом времени усложняется, появляются новые области деятельности, новые орудия труда, что способствует эволюционированию человека до современного вида. Труд явился основой для появления как материальной, так и духовной культур.
- Современные исследователи склонны критически переосмысливать положения трудовой теории (например, американский антрополог Р. Линтон). Согласно им, происходит переориентация с положения о том, что не вся информация передается с помощью генетики, но и через социальное. В подтверждение этому выступает все большее с каждым поколением расширение сферы научных интересов человека и его кругозора.
- Теория, согласно которой человек является существом, творящим символы (Л. Уайт и др). Представители этой теории считают, что человек для приспособления к окружающей среде наравне с орудиями труда и техникой использует символы, что выражается в научном и творческом познании мира.
- Теория внешнего вмешательства, имеющая околонаучный, маргинальный характер, стоит на позиции утверждения того, что появление человека на Земле связано с деятельностью внеземных существ.
Соотношение социального и природного
В рамках современного мира человек изначально являет собой биосоциальное существо, совокупность социального и природного. Человек рождаясь становится обладателем не только генетически передаваемых биологических задатков, но и исключительно человеческих качеств (например, хорошо развитой эмоциональной системой восприятия мира).
Согласно эволюционной теории Ч. Дарвина человек стал тем, кто он есть при помощи двух факторов: биологических (прямохождение, особое развитие кисти руки и др.) и социальных (труд, язык, мышление, сообщество людей и др.).
Биологические особенности природы человека выражаются в инстинктах (инстинкт самосохранения, продолжения рода и т.п.), в физиологических потребностях (питание, дыхание и т.п.), в способности приспосабливаться к окружающей среде.
Социальные особенности проявляются в способностях изготовления человеком особых орудий труда, технологий производства, в общении и создании сообществ единомышленников, в наличии языка и духовных потребностей (религия, наука, искусство).
В соотношении природного и социального заметную роль играет понятие «гендер», обозначающее социальный пол, наравне с биологическим. Пол описывает физиологические различия между мужчиной и женщиной. Гендер же используется для характеристики социальных и культурным различий, которые приобретаются в обществе.