Философия Нового времени
Философия Нового времени — период развития философии в Западной Европе в XVII – XVIII веках, характерными чертами которого являлись капитализм, бурное развитие техники и науки и формирование математического мировоззрения. Также этот период называют научной революцией.
Центральные фигуры в философии разума той эпохи делятся на две основные группы: рационалисты, утверждающие, что у истоков любого знания стоят врожденные идеи, которые присутствуют в уме. Главные представители этого направления:
- Рене Декарт,
- Барух Спиноза,
- Готфрид Лейбниц;
- эмпиристы, считавшие, что у истоков знания должен стоять чувственный опыт.
Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.
Человек в Новом времени
Философская антропология Нового времени начинает вбирать в себя мотивы утилитаризма, индивидуализма и эгоизма, которые были связаны с капиталистическими общественными отношениями и возрастающим господством частного интереса. Лоренцо Валла доказывает, что выгода и интерес индивида первостепенны, в то время как интересы родины должны стоять на последнем. Здесь центральной фигурой является человек, мировоззренческая установка этого времени – антропоцентрична, но при этом не полностью отрицает Бога. Здесь человек – личность богатая, обладающая безграничными способностями и возможностями. Пико Делла Мирандола выразил эту точку зрения в своей «Речи о достоинстве человека».
Т. Гоббс – английский философ XVII века. Он утверждал, что частный интерес влияет на представление о человеке, мотивы его поведения и установки. В отличии от Аристотеля, утверждавшего, что человек – существо общественное, Гоббс утверждал, что по своей природе «человек человеку волк» и единственным состоянием общества является война против всех. Так, он пишет, что жизнь человека можно сравнить с состязанием в беге, где главной целью и единственной наградой является неоспоримое первенство. Б. Паскаль также говорит о том, что развитие науки повлияло на представления о человеке и обусловленный им антропологический рационализм. Он придерживался мысли, что главное достоинство человека и то, в чем состоит все его величие - способность человека мыслить.
Но, тем не менее, основоположник рационализма Нового времени и антропологического рационализма – Р. Декарт. Философ утверждал: «Мыслю, следовательно, существую». Мышление – достоверное свидетельство существования человека. Философ придерживался дуализма тела и души, именно это определило постановку проблему антропологии. Душа – сознание, тело – нечто сродни машине. Сознание оказывает на тело воздействие. Такой механистический взгляд на человека изложен в работе Ж.Ламетри «Человек-машина», где представляется механистический материализм. Так, согласно этому есть только одна материальная субстанция, в то время как организм человека – машина, похожая на часовой механизм.
Подобный взгляд характерен для всех французских материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеции, Дидро).
Следующая отличительная черта такой антропологии в философии – изучение и рассмотрение человека как неотъемлемой части природы и суждение о том, что он «не может даже в мысли выйти из природы».
Отстаивая принципы последовательного механистического детерминизма, философы не могли ни в какой мере признать свободу воли человека.
Также характерной чертой мыслителей того времени явилась в том, что человек изначально добр и не грешен, отрицая христианское учение о первородном грехе.