Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Лоренцо Валла

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Лоренцо Валла

Жизненный путь Лоренцо Валла

Имя выдающегося гуманиста $XV$ века Лоренцо Валлы известно далеко за пределами Италии.

Замечание 1

Лоренцо Валла – основатель историко-филологической критики, гуманист. Доказывал, что естественным является всё, что обеспечивает самосохранение человека и служит его счастью. Годы жизни 1407-1457.

Его жизненный путь можно разделить на три периода:

  1. преподавание риторики в университете Павии – 1429-1434 годы;
  2. служба секретарём у короля Альфонса Арагонского в Неаполе – 1435-1447 годы;
  3. исполнение должности секретаря папской курии в Риме – 1448-1457 годы.

Второй период его жизни был наиболее насыщенным в творческом отношении. Так как неаполитанский король был ярым противником папы, а Лоренцо пользовался его защитой, именно в эти годы он пишет смелые антиклерикальные произведения.

Творчество Лоренцо Валла

Творческое наследие гуманиста велико и многообразно. На первом месте стоит толковый словарь в шести книгах «О красотах латинского языка». Этой книгой зачитывались современники автора, она переиздавалась после его смерти ещё сто лет.

Особую популярность Лоренцо Валла принесли его антицерковные сочинения. К ним относятся «Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина» и книга «О монашеском обете». Гуманист противопоставил схоластике в её формально-логическим подходом филологию. Вала доказывал, что слово есть носитель культуры человека и исторического пути народа. Широкая гуманитарная образованность способствовала тому, что Валла смог доказать подложность «Константиновой грамоты» и опроверг законность притязаний папы римского на светскую власть.

Лоренцо критиковал римский престол, приводя примеры его злодеяний и многочисленных преступлений. Долгие столетия господства папства в христианском мире не принесли счастья народу этих стран. Обличал он и институт монашества, называя христианскую аскезу противной самой природе человека. За свои смелые нападки на церковь Валла был привлечён к суду инквизиции, но за него заступился король Альфонс Арагонский.

Соотношение светской культуры и христианства

Вала считал независимыми друг друга два важные сферы духовной жизни – католическую веру и светскую культуру. Христианская вера проповедует веру в бога. Бог присутствует в каждой вещи созданного им самим мира. Соответственно, любовь к миру означает любовь к творцу. Светская культура призывает, по мнению автора, жить в согласии с окружающим миром и самим собой. Она реабилитирует чувственную сферу человека и направляет мирскую жизнь.

Опираясь на пантеистические (утверждающие единство Бога и мира) основы, Валла обосновал этическую концепцию: наслаждение есть высшее благо. Основываясь на учении Эпикура, гуманист крайне резко выступает против аскетической морали, подвергая критике её особенно жёсткие проявления: умерщвление плоти, обет безбрачия, монашеское отшельничество. Лоренцо Валла утверждает: человек рождён, чтобы испытать все радости земного бытия. Именно для этого Бог даровал ему чувственные способности: зрение, слух, обоняние и другие. В своих сочинениях гуманист уравнивает два понятия: «дух» и «плоть», соединяя чувственные наслаждения с наслаждением разума. Валла доказывает, что человеку полезно всё, что приносит ему радость и блаженство. И не важно, что это – создано Богом и существует в природе или создано самим человеком. Раз это служит наслаждению, значит, это является знаком божественного благоволения. Валла, оставаясь истинным христианином, создал этическую теорию, которая во многом расходится с основами христианской веры. Сам гуманист стремился создать теорию, соответствующую христианству.

Замечание 2

Эпикурейское направление в сочинениях Валлы приобрело второе дыхание и получило особую силу. Вслед за гуманистом множество последователей во второй половине $XV$ века возвеличивало культ наслаждения. К ним относится творчество таких римских гуманистов как Помпонио Лето и Каллимах.