Бытие человек в философской антропологии
Философская антропология ставит в центр своих исследований человека, признавая за ним особый род сущего.
Произошедший в $XX$ веке антропологический поворот сделал человека основным ключом к пониманию своеобразия и решению проблем мироздания. Человек начинает, в первую очередь, рассматриваться не как биологическое, природное существо, но как существо обладающее самосознанием. Человек объявляется содержащим в себе огромный внутренний духовный мир.
Философская антропология заявляет о том, что сначала своеобразие своего «я» через самопознание узнает сам человек, впоследствии делая итоги этого самоанализа достоянием сообщества. При этом антропология берет в расчет как методы и данные науки, так и не отрицает внерациональное знание: интуицию и мистику. Кроме того, здесь важен и опыт творческой деятельности человека, опыт искусства. Он также дает богатое знание о специфике человеческого бытия.
Человек, используя терминологию К. Ясперса, представляет собой экзистенцию. Это понятие позволяет, по мнению философа-экзистенциалиста, отразить момент познания/ узнавания человеком самого себя. По сути, экзистенция – это «я» в чистом виде. Определения своего «я» человеком является ключевым моментом, формирующим личность человека как особый род бытия.
Человек – особый род бытия
Философская антропология стоит на позициях признания за человеком, его личностью особого рода бытия.
Человек способен и сам замечать сущностное отличие себя от других явлений природы, ее форм жизни. Человек склонен устанавливать с природой активные, преобразовательские отношения: он ее изменяет, создает технические устройства ее совершенствующие, занимается творчеством, планирует свою деятельность и т.д.
Определение того, что есть человеческое в человеке проблематично. Каждый мыслитель будет стоять на своем в определении специфики человеческого бытия. В разные эпохи человек представал как существо политическое, социальное, религиозной, разумное, иррациональное, деятельное, играющее и т.д. Наравне с этим, говоря о человеческом в человеке, стоит отметить нравственную составляющую человеческого бытия.
Бытие человека в психоанализе З. Фрейда
Одним из проявлений стремления уловить и осмыслить специфичность природы человека как особой онтологической реальности является теория психоанализа З. Фрейда.
Согласно этой теории в основе поведения человека и его внутренней духовной жизни лежит бессознательное, его борьба с психикой. Основную роль в бессознательном играет «либидо» (сексуальное влечение). Либидо является «спусковым курком» для творческой активности как в науке, так и непосредственно в искусстве. Бессознательное обнаруживается посредством сновидений и их толкования.
Бессознательное выражается двумя путями:
- Сублимация – это социально приемлемое выражение бессознательного, при котором либидо находит выход в создании артефактов культуры, в усовершенствовании политической и общественной сфер и т.п. Сублимация – это норма для жизни бессознательного.
- Вытеснение является противоположностью сублимации и связано не с выражением либидо, а наоборот, с вытеснением его на периферию психики, в дальний угол. Это приводит не к творческому развитию, но к росту агрессивности и неудовлетворенности жизнью у человека. Итогом становится развитие у человека неврозов и психических болезней и расстройств. Фрейд как раз и занимался лечением указанных психических болезней, разработав для этого свою психоаналитическую методику и практику.
Таким образом, Фрейд определяет человека, по большому счету, беря за основу низменную часть его личности и жизни души. За это мыслителя в последствие многие критиковали (в частности, родоначальник философской антропологии М. Шелер).