Проблема сходств и отличий в рамках философской антропологии является одной из ключевых. На заре становления в начале $XX$ века антропологии как самостоятельной философской дисциплины указанная проблема решалась М. Шелером, Х. Плеснером и А. Геленом.
Положение человека в системе природы и его сходства с животным
Человек является представителем живой природы. Поэтому между ним и животным можно проследить некую связь, похожие черты.
- Похожий состав клеток человека и животных, в который входя т одни и те же белки и нуклеиновые кислоты, наделенные одинаковыми функциями. Наибольшее сходство учеными-биологами были обнаружены между человеком и обезьяной (например, ДНК человека и шимпанзе одинаковы на 92%). Аналогичные параллели можно проводить и при сравнении состава крови. Общим здесь является наличие группы крови, резуса-фактора.
- Черты сходства человека и животного также обнаруживаются и в строении тела человека и животного. Вместе они обладают одинаковыми внутренними органами и похожим внешним строением тела. Кроме того, в организме человека присутствуют рудиментарные органы, которые присутствуют у животных, но имеют здесь свой функционал.
- Ключевой чертой, используемой учеными-биологами для подтверждения похожести человека и приматов, является наличие у тех и у других головного мозга, что проявляется в наличии затылочной доли и развитых лобных доль.
- Подтверждением сходства человека и животного является похожий процесс развития зародыша. В середине XIX века ученые-биологи, открыли, что человеческий зародыш в ходе своего развития в полноценную человеческую особь поэтапно проходит весь процесс эволюции от простейших форм жизни до высокоорганизованных.
- Черты сходства между человеком и животным прослеживаются и в поведении. Как и человек, животное использует в своей жизнедеятельности особую систему сигнальных знаков, некий прообраз речи. Так И.М. Сеченов и И.П. Павлов создали рефлекторную теорию поведения, которая подтверждает поведенческие сходства.
Отличия человека от животного
Но, несмотря на такое большее количество общих черт между человек и животным, все же о полной тождественности говорить не приходится. Человек – это не всецело животное, кроме природной среды он пребывает в обществе, культуре, способен развивать свой внутренний, духовный мир.
Во-первых, одним из первых и самым главным отличием человека и животного является наличие у первого разума. Человек обладает понятийным и абстрактным мышлением, к чему оказывается неспособным животное. Мышление животных, если о таковом можно говорить, должно носить конкретный характер, направленный на решение проблем непосредственной жизнедеятельности. На основе понятийного мышления деятельность человека носит осознанный характер, он способен понимать и изучать мир и происходящие в нем процессы.
Во-вторых, человек обладает сложноструктурированной и высокоразвитой речью, что отсутствует у животного. Согласно с отмеченным выше учением И.П. Павлова животное имеет первую сигнальную систему (ответ на внешний сигнал), в то время как, человек обладает второй сигнальной системой – речью. В рамках религии и отдельных школ философии слово выступает в роли созидающей, творческой силы, способной сотворить, либо изменить мир.
В-третьих, характерной чертой человека как биологического вида является труд. Известно выражение, отражающее мировоззрение эволюционизма, о том, что обезьяну в человека превратил труд. Без сомнения, что животные также способны к труду, вся их жизнедеятельность связана с ним. Но труд человека носит осознанный характер, он не просто добывает и накапливает пропитание, но способен создавать орудия труда, организовывать массовое производство и др.
Труд для человека - это элемент, на котором строится не только персональная жизнь индивида, но и общественная, включающая в себя экономику, промышленность, развитие технологий и т.д.