Антропология классика немецкой философии И. Канта ($1724-1804$) тесно связана с его этическим учением.
Решая вопрос о природе человека, Кант использует весь багаж своей критической философии, задействуя понятия «практический разум», «свобода воли», «категорический императив» и др.
Основными работами Канта, в которых представлена антропологическая проблематика, являются «Критика практического разума», «Антропология с прагматической точки зрения», «Об изначально злом в человеческой природе».
Четыре вопроса о человеке
Обращение к человеку предполагалось И. Кантом как завершение его целостной философской системы. Его философский проект отражается в четырех, поставленных мыслителем, вопросах:
- Что я могу знать? (философия, метафизика)
- Что я должен делать? (этика)
- На что я могу надеяться? (религия)
- Что есть человек? (антропология)
Отвечая на последний вопрос, Кант использует свои наработки по онтологии, гносеологии и этике.
Природа человека
Кант выделяет ряд задатков, которые вместе характеризуют природу человека.
- Животные задатки. Человек, по мнению Канта, являясь живым существом, во многом схожим с животным. Таковым его делают: инстинкт самосохранения и продолжения рода, открытость к общению.
- Непосредственно человеческие задатки. Человек обладает, кроме схожих качеств с животными, и надстраивающимся над ними разумом. К таковым относятся: стремление человека признать свою ценность в глазах других; способность оценивать свою жизнь как счастливую/ несчастную; сравнительное себялюбие, которое может выражаться как в здоровой, так и гипер завышенной форме; склонность к вражде и насилию и т.д. Проявление всего этого можно заметить в культуре, как среде непосредственно созданной человеком для своей жизнедеятельности.
- Личностные задатки. Человек как личность способен и должен быть воспринимающим моральные установки как императивы, неукоснительные для исполнения.
Основы антропологии Канта
И. Кант строит свою антропологическую теорию исходя из понятия свободы. Человеческий разум имеет своим предметом природу и свободу, считает Кант. Общей проблематикой свободы занимается этика, которая имеет два подраздела: практическая антропология и мораль.
Кант считает антропологию завершением своей философской концепции, ее венцом. Плюс антропологии, по мнению Канта, заключается в том, что для нее не требуется критики, т.к. она напрямую соотносится с опытом, с опытом жизни человека в мире.
Антропология в этом смысле представляет собой общее знание мира. Оно заключается в том, что в мире обнаруживается субъект, способный к его оценке и пониманию.Неслучайно курс антропологии Кантом читался одновременно с курсом естественной географии.
Антропология Канта носит ярко выраженный практический характер. Она представляет собой результат наблюдений за собой и за другими; материалом также может служить путешествие и чтение романов. На основании этого может быть сформулировано общее понимание того, что есть природа человека и какова она.
По структуре рассуждения Канта о человеке имеют следующий вид. Изначально мыслителем берутся темы, качающиеся познавательных способностей человека по отношению к миру и по отношению к себе. Затем Кант обращается непосредственно к описанию особенностей человека. Он рассуждает о природе языка и сновидений; об игре; о типах характера; об особенностях различных наций; о поле человека и т.д.
Мораль и право
По мнению Канта, человек становится человеком только под действие морали и права. Человек на основании их осмысления формирует себе характер. Не следующие в своей жизни требованиям моральных максим потеряны как люди. Неслучайно концепция Канта называется «моралью долженствования».
Вторым сдерживающим механизмом аффектов человека является право. Посредством права осуществляется не только индивидуальное следование морали отдельным человеком, но и человечеством как родом, что способствует достижению им состояния «гражданского общества».