Антропологический кризис связан в первую очередь с развитием техногенной цивилизации.
С одной стороны, развитие науки и техники дало человечеству высокий уровень качества жизни и потребления товаров, медицинского обслуживания, что привело к повышению благосостояния и продолжительности жизни человека. С другой стороны, излишки развития техники пагубно сказываются на здоровье человек и на ощущении им своего внутреннего мира. Человек, окруженный техникой, попадает под ее влияние, перестает чувствовать единство себя с другими людьми.
Проявления антропологического кризиса
-
Биотехнологизация. Современные философы констатируют нарастающую с каждым годом тенденции на внедрение в организм человека элементов технического. Это обуславливает биологические изменения в человеке как виде, на что активно указывают сторонники «технологизации» природы человека.
Таким образом, на смену био-человеку приходит техно-человек, пост-человек. Он является обладателем технически созданных искусственных органов. Он встраивает в свое тело технические устройства и приборы, которые раскрывают у человека дополнительные способности и возможности. Он стремится нивелировать границу между своим сознанием и искусственным интеллектом. Главный минус нового вида человека – это его полная зависимость от техногенной цивилизации, невозможность существовать без пребывания в ней. Естественная, природная среда предстает как нечто чуждое природе человека.
-
Управление сознанием. Развитие средств массовой информации и Интернет технологий обуславливает управление сознанием масс. Оно происходит незаметно и ненасильственно, информация начинает играть роль оружия. Посредством рекламы, броских информационных сообщений рыночная экономика, довлеющая в техногенной цивилизации, формирует у человека нужное настроение, формирует экономический спрос и потребность человека приобрести что-то. Для этого используются теоретические наработки нейрофизиологического програмирования, касающиеся сферы подсознания человека.
-
Трансформация мировоззрения. Под влиянием развития и достижений техногенной цивилизации у человека изменяется мировоззрение. Взгляд человека на мир подчиняется быстро изменяющимся условиям труда и общения. Кризис мировоззрения заключается в легкой его управляемости. Все сферы жизни человека предстают как площадки для приложения технологий. Среди личностных качеств человека в первую очередь подчеркиваются гибкость и универсальность.
Техногенная цивилизация расценивает строгость традиционных морально-нравственных установок общества. По многим позициям она опускает нормы морали, призывает получать от жизни больше удовольствия, что в некоторой степени также является проявлением антропологического кризиса.
Антропологическая катастрофа М. Мамардашвили
Концепт «антропологической катастрофы» был заявлен в философском проект советского философа Мераба Мамардашвили. Характерной особенностью подхода Мамардашвили является то, что он рассматривает проблематизацию природы человека совместно с кризисным состоянием цивилизации в целом.
Катастрофа человека проявляется в потере человеком личностной целостности. Мамардашвили использует творчество Ф. Кафки для характеристики этого. В потере целостности личности мыслитель отмечает следующее:
- Фрагментарность сознания человека.
- Одиночество человека.
- Отсутствие определенной цели и смысла жизни.
Мыслитель отмечает три тревожных проявления кризиса человека, метафора трех К.
- Первое К – это философия Картезия. Основной тезис философии Декарта «я мыслю, следовательно, существую». Посредством него, считает Мамардашвили, Декарт замкнул человека на самом себе.
- Второе К – философия Канта, в которой утверждается существование интеллигибельных сущностей и возможность осмысленности мира.
- Третье К – принцип Кафки, согласно с которым утрачивается грань между отсутствием и наличием морали, между пониманием добра и зла.