История отечественной философии выделяет два главных направления, которые касаются человека:
- материалистические учения революционных демократов (Герцен, Белинский, Чернышевский и др.);
- концепции ярких представителей религиозной философии (Федоров, Бердяева и др.).
В. Г. Белинский в своих философских взглядах проблему человека ставит на первостепенный уровень. Так, мыслитель замечает, что «судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира». Однако он утверждает, что постичь независимость и свободу возможно только в обществе, где главенствуют правда и доблесть. Белинский, убежденный в необходимости развития личности, начинает все больше критиковать капитализм и религию и отстаивать идеи утопического социализма и атеизма. Так, на защиту идей «русского социализма», основываясь на том, что освобождение трудящегося человека является решающим фактором, встал А. И. Герцен.
Антропология философа довольно реалистична и понятна человеку сумел освободиться от «животного сна» благодаря своему разуму. И чем больше параллель и соответствие между деятельностью и разумом, тем больше он удостоверяется в своей свободности. В вопросе касаемо формирования личности, он придерживается позиции взаимодействия с социальной средой. Таким образом, он утверждал, что, среда и события создают личность и, одновременно, личность осуществляет события, которые, впоследствии, оставляют свой след.
В свою очередь Н. Г. Чернышевский в своей работе «Антропологический принцип в философии» говорит, что человек, по своей природе, обладает монистической сущностью. Он утверждает, что человек – высшее произведение природы. Учение Фейербаха оказало серьезное влияние на взгляды Чернышевского и поэтому многие недостатки Фейербаха как бы переносились и на отечественного философа. Однако, несмотря на это, он дополняет учение о человеке социальными аспектами человеческого существования. Так, он утверждает и доказывает, что проблемы человека с преобразованием общества на социалистических началах. Как и всем представителям натуралистического направления философии человека, Чернышевскому также была близка натуралистическая трактовка духовной жизнедеятельности человека.
Антропологическая проблема в концепциях русских религиозных философов
Антропологическая тематика занимает главенствующее место в русских концепциях религиозных философов. Сильнее всего это выражалось в периоде развития русской философии в концепции Ф. М. Достоевского, который был мыслителем-экзистенциалистом, который внес в развитие данного направления внушительный вклад. Не смотря на тот факт, что представители данного направления обращались к Богу, человек являлся центральным элементом их учения. Бердяев говорит о философе:
«Его мысль занята антропологией, а не теологией»
это является определением учений многих представителей отечественной религиозной философии.
Центральным вопросом об учении о человеке в отечественной философии является вопрос о сущности м природе человека. Так, это видится на пути дуализма тела и души, необходимости и свободы, добра и зла, божественного и земного.
Так, антропологические взгляды Достоевского основываются на том, что в человеке реализуются два начала — бога и дьявола, добра и зла.
В. Соловьев своей философской антропологии также придерживается данной позиции о противоречии двух начал в человеке.
Соловьев утверждает, что «человек есть вместе и божество и ничтожество».
Н. А. Бердяев в своей философской концепции также уделяет внимание проблеме души и тела.
Таким образом, согласно учению представителей данного направления, главное для человека – духовная субстанция, а цель жизни и существования человека в соединении с Богом.