Значение религии
В восточной философии ХХ века немалое значение продолжала сохранять религия.
Так, развитие европейских, китайских, индийских, а также ближне- и средневосточных учений в данное время начинает зависть от того, как различаются в структурном плане различные формы религий, распространившиеся в отдельных регионах — каким образом различаются авраамитические или богооткровенные религии, (христианство и ислам) и небогооткровенные религии (индуистская, конфуцианская, даосистская, буддистская).
Для первого типа религий религий характерна идея абсолютной трансцендентентности бога и его открытия человеку через знание о себе через свое собственное «слово». Во втором типе религий бог, хотя и расценивается как духовное первоначало, несмотря на это, не репрезентируется как личность, творением которой является мир. В данном типе религий бог выступает высшей, но все же ступенью бытия. Бог в таких религиях считается неуловимым для понятия в силу своей неотделенности от природы.
Особенности религии
Выделение среди религий бого- и небогооткровенных ведет к определенным следствиям.
И, минимум, к двум:
-
Отсутствие теологии в небогооткровенных религиях, чем они кардинально отличаются от религий богооткровенного толка. В христианской религии, к примеру, теология позволяет верующим уяснить « божественное откровение», который хотя и понимаемается личностно, но в то же время является трансцендентным. В такой теологии выделяются «естественная теология» (которая аналогична первой философии) и «богооткровенная теология», которая направлена на постижение и объяснение внеразумных «истин откровения», сообщенных в божьем слове. Это ведет к антиномии «природы» и «благодати». Такая теология не была необходима для религий небогооткровенных, источником которых естественно служила языческая космология и формирование которых шло через социализацию мифа. В рамках небогооткровенных религий задачей философии становится не преодоление иррационалистических идей божественного откровения (как в богооткровенных религиях), а восприятие и осмысление иерархических структур бытия.
-
Созерцательно-почитательное (но не созерцательно-познавательное) отношение к природе. Восприятие природы в религиях небогооткровенного толка кардинально иное, чем в религиях богооткровенного плана, в которых человек оказывается находящимся сразу в двух мирах и поэтому разорванным — между сверхприродным миром, то есть сферой абсолютной божественной трансцендентности, и сотворенным богом природным миром. В силу своей сотворенности человек тесно связан с природой, но находится выше нее, так как в своей вере причастен и творцу, который предписывает ему роль властителя природы. Подобный тип отношения, если не стимулировал, то хотя бы не препятствовало познанию природы. В религиях небогооткровенного плана человек считается не «повелителем стихий», а их почитателем. Бог представлялся восточными философами не в качестве абсолютной личности, а скорее как абсолютное воплощение природных закономерностей. И китайские, и в индийские философы (хотя индийский монотеизм более персонализированный), относясь к природе как к воплощению божественного начала, тем самым исключали мысль о господстве над ней, и тем более о ее преобразовании. За все время развития и китайской, и индийской философии основным вопросом было, как человеку преобразовать самого себя, свой внутренний мир.
Можно утверждать, что философия в восточных регионах оказалась менее критична по отношению к религиям и менее динамична по своему развитию, по сравнению с европейской, начиная с XIV в.
В исламе, по сравнению с христианством, в том, что подходит под понятие теологии, всегда были попытки совмещения собственно религиозных и политико-правовых аспектов бытия общества.