Природа философской проблемы
Многие из философов считают, что ценность философии заключена в способности ставить вопросы.
Выделим основные характеристики философской проблемы:
- антиномичный характер, что делает философскую проблему до конца неразрешимой;
- глубинный смысл затрагиваемых вопросов и их универсальность;
- экзистенциальный характер.
Все многообразие вопросов, решаемых философией, можно свести к трем основным блокам: о мире, о человеке, и о взаимодействии мира и человека.
Основной вопрос философии
В рамках философии существует вопрос, отвечая на который можно в общих чертах обозначить общемировую философскую проблематику. Как любой строгий критерий, указанный вопрос не обладает всеохватностью, давая лишь общую картину.
Основной вопрос философии таков: что первично материя или дух и познаваем мир или нет.
Ответ на вопрос о том, что первично рождает три философских направления:
- Идеализм, согласно которому изначальностью обладает дух, из которого уже потом появляется материя. В свою очередь идеализм делится на: объективный, признающий за духовной субстанцией особый род бытия, некую самостоятельность (Платон, Гегель и др.), и субъективный, в котором реальностью обладает только индивидуальное сознание человека (Беркли, Юм и др.)
- Материализм считающий, что первична реальность материи, а дух или вторичен, или отрицается совсем. В рамках материализма присутствует ряд отличных направлений: вульгарный материализм, метафизический и диалектический.
- Дуализм стоит на позиции признания самостоятельности и параллельном развитии как сознания, так и бытия.
Вторая часть вопроса, касающаяся познаваемости мира, предполагает следующие подходы:
- Рационализм, основой познания считающий разум (Р. Декарт и др.)
- Сенсуализма, утверждающий источником знания чувство и восприятие (Дж. Локк и др.)
- Интуитивизм – источником познания является интуиция. (А. Бергсон и др.)
- Агностицизм, считающий, что мир объективно непознаваем (Д. Юм и др.)
Проблема сознания
В философии к решению вопроса о природе сознания сложилось ряд точек зрения.
В субъективном идеализме сознание обособлялось от материи. Его представители считали, что сознание не связано ни с какой частью тела человека, в том числе и мозгом (Р. Авенариус). Гилозоизм считает, что сознание является свойством материи (Б. Спиноза, Д. Дидро). Панпсихизм в этом вопросе идет еще дальше, признавая одушевленной всю природу. Все вещи мира оказываются обладающими своим уровнем развития психики и сознания.
Материалистическое учение о природе сознания считает, что оно является отражением социальных и биологических процессов и исключает всякое упоминание о трансцендентном происхождении.
Типично понимание сознания как вторичной сущности, являющейся свойством высокоорганизованной материи.
Человек, по сравнению с животными, имеет специфический тип отражения. Оно направлено на цель и склонно к выбору, обладает абстрактностью, т.е. может создавать всеобщие категории и понятия. Кроме того, оно является порождением социального развития и труда. Оно активно по отношению к миру, способно осмысливать свою историю и непосредственно выражаться в языке.
Проблема смысла жизни человека
Понятия смысл жизни и смерть имеют этическую и экзистенциальную окраску.
В рамках философии $XIX-XX$ веков сложились четыре ключевые концепции смысла жизни:
Иррационализм (А.Шопенгауэр). Согласно этой концепции жизнь человека не обладает самостоятельностью, а есть проявление «мировой воли». Человек оказывается обреченным на страдания, выхода из которых нет.
Экзистенциализм. С. Кьеркегор понимал жизнь как абсурд, в рамках которого человек должен творить собственную линию поведения и ценности. Ж.-П. Сартр считал, что жизнь складывается из череды поворотных, экзистенциальных решений и действий.
Нигилизм (Ф.Ницше) отрицающий легитимность разговора о всяческих статичных смыслах.
Позитивизм (Л. Витгенштейн) стоит на позиции, что вещи и явления, присутствующие в жизни имеют смысл, в то время как она сама его не имеет.