Джанни Ваттимо ($р. 1936$) – итальянский философ-постмодернист. Мыслитель в своем философском проекте обращался к трудам марксизма, философской герменевтики (Х.-Г. Гадамер), Ф. Ницше и М. Хайдеггера.
«Поздняя современность»
Дж. Ватимо не принимает категории постмодернизм, по его мнению, целесообразнее использовать понятие «поздняя современность». При этом мыслитель, как и другие мыслители постмодерна, говорит о крушение идеалов эпохи Просвещения: свободы, равенства, братства и т.д. Причина превращения современности в постсовременность – наличие средств массовой информации. Поэтому постсовременное общество Дж. Ваттимо называет «обществом всеобщей коммуникации».
«Общество всеобщей коммуникации» - это общество, которое отнюдь не прозрачное, а более сложное и трудно определимое, в котором одну из ключевых позиций занимают средства массовой информации.
Как было уже отмечено, ключевая роль Дж. Ваттимо отводит СМИ. Она заключается в том, что СМИ оказываются способными изменить мировоззрение человека, определить и скоректировать уровень его культуры. Кроме того, СМИ формируют новое отношение к технологии. В постсовременном обществе технологии приобретают огромный вес: они являются инструментом сбора и хранения информации.
Эпоха «без истории»
В рамках постсовременности невозможна линейно организованная, универсальная история. Дело в том, что из-за доступности информации и наличия множества центров ее сбора история релятивизируется. История распадается на множество более мелких историй, которые, благодаря СМИ, оказывается возможным уложить на плоскость одновременного сосуществования.
Постсовременность – это не этап истории, это ее отсутствие. Такой «конец истории» выражается в том, что сами идеи развития, прогресса, появления нового, столь важные для истории, исчезают, «затираются». Для постсовременности нет места для будущего, она живет настоящим и не отрицает обращения к прошлому, но эта обращенность имеет характер ироничной игры.
Постсовременность – это кризис гуманизма. Причина этому в том, что человека формирует наука и порожденная ей техника. Они, являясь по своей сути строгими, исключают всякую случайность, подчиняя все предзаданному порядку. Это приводит к утрате человеческого как такового. Человек более не в центре мира, его свобода ограничена. Он не должен до конца покорятся экспансии технического.
Философское мышление и постсовременная наука
Философия в эпоху постсовременности подвержена разложению, эрозии. Постсовременное философское мышление Дж. Ваттимо характеризует в трех испостасях:
-
«Мышление наслаждения». Истинное предназначение философии в современных условиях – это воспоминание и интерпретация духовного прошлого, что сопровождается ощущением наслаждения.
-
«Мышление контаминации». Постсовременное мышление связано со смешением различных стилей и опытов. В фокусе мысли оказываются как тексты прошлого, так и наработки современных наук.
-
«Мышление техники». В компетенцию философского мышления с определенных пор входит осмысление основ техники.
В рамках постсовременной науки в соотношении естественных и гуманитарных наук на первое место, по мнению Ваттимо, выходит гуманитаристика. Поэтому для описания постсовременного общества мыслитель, наравне с характеристикой «общество всеобщей коммуникации», использует и выражение «общество гуманитарных наук».
Дж. Ватимо, говоря о постсовременной науке, соотносит ее с мифом. Точка зрения мыслителя предполагает неразделимость науки и мифа. Он считает, что наука до сих пор творчески переживает указанную связь; является хранительницей мифа.