Современный этап развития науки характеризуется господством постнеклассического типа рациональности. Это проявляется в применении синергетических и вероятностных методов познания, вхождения антропологической проблематики в спектр вопросов, решаемых наукой.
Система и целостность
Исходя из положений синергетики, современная наука занимается изучением сложноорганизованных систем. При этом взаимосвязь между системами понимается как сложный процесс-явление их совключения друг в друга. Ключевым понятием также является хаос.
С методологической точки зрения мир рассматривается современной наукой как целостность, что выражается в попытках построить глобальную «теорию всего».
Такое единство проявляется в познавательной точке зрения, объединяющей космос, природу и человека в некое целое. Познающий человек более не является отстраненным субъектом, он включен в познавательный процесс.
Кроме того, для науки $конца XX века$ характерно стирание границ между естественными и гуманитарными науками. На более общем уровне истины науки и истины искусства оказываются соположенными, связанными. При этом в среде ученых появляется убеждение в относительности рациональности как основы научности исследования. Они начинают обращаться к опыту духовных практик (например, к восточному мышлению, характерному для философии буддизма). Во многих своих открытиях ученые опираются на внерациональные познавательные компоненты.
Идея целостности проявляется также в убеждении взаимосвязи всех элементов-систем нашего мира. Иными словами, эволюция одного элемента обуславливает эволюцию другого и так далее. Мир предстает взаимосвязанной эволюционирующей системой.
Методология и междисциплинарность современной науки
Постнеклассическая наука интересуется в первую очередь исторически изменяющимися системами, которые в ходе своего развития приобретают новые структуры и элементы. Поэтому научное познание требует разнообразной методологии, способной с разных сторон выявлять специфику познаваемого. Выработке современной междисциплинарности способствует и философия.
Современная наука с осторожностью относиться к идее абсолютного. Поэтому в выборе методов она придерживается плюрализма, помогающего осознавать односторонность и недостаточность какой-либо одной исследовательской практики.
Современный ученый строит свое исследование на принципах диалектики, с использованием математического языка. Это указывает на высокую абстрактность научных теорий. Теория начинает выступать своего рода закодированной информацией об универсуме. При этом, как ни странно, ученые в своих теориях не забывают об эстетической составляющей. Теория, кроме всего прочего, должна обладать внутренней симметрий, красотой мысли.
Человек и мир
В постнеклассической науке происходить соединение объективного, познаваемого, мира и субъекта, его познающего. История развития науки показала, что отстраненного наблюдателя классической науки просто не существует. Человека, как познающего субъекта, невозможно вычленить из окружающей действительности, сделать его «чистым субъектом».
Наравне с изменением представлений о положении человека в мире, меняется отношение и к самому миру.
Мир, являясь сложноорганизованной системой, вместе с тем, определяется через выявление его как обладающего хаосом. Противопоставление порядка-системы и хаоса в понимании мира – диалектическая особенность современной науки. Третья характеристика мира – это понятие времени. Беря за основу синергетику, постнеклассическая наука рассматривает каждое явление как обладающее своим временем, своей историей.
Также окружающий мир изучается с позиций рассмотрения его как своего рода организма, а не совокупности разрозненных, обособленных объектов.
Итак, из рассмотрения современной науки можно сделать вывод о построении ее на принципах неопределенности, нестабильности и вариативности.