Что есть динамика науки
Наука обладает своей динамикой, импульсом развития. По сути, разговор о динамике науки предполагает рассмотрение проблематики ее исторического развития.
Динамика науки – это сложный процесс, касающийся роста и приращения объема знания.
Изучение динамики науки предполагает поиск причин наличия развития. Среди исследователей сложилось два противоположных мнения по этому поводу:
- Интернализм, утверждающий самостоятельность динамики науки от социокультурных факторов; наука сама для себя движущая сила (К. Поппер, И. Лакатос).
- Экстернализм, стоящий на позициях, что движущей силой развития науки являются социальные запросы и уровень культурного развития общества (Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани).
В рамках философии науки сложился ряд концепций динамики науки, начиная от кумулятивной, эволюционной или поступательной и заканчивая революционной.
Кумулятивная концепция динамики науки
Кумулятивная концепция динамики науки характерна для XVII в. Ее представители стоят на идеи, что наука развивается простым приращением нового к уже существующим научным теориям и положениям. При этом предшествующее знание является фундаментом для последующего. В итоге получается совокупность, сумма знаний.
Динамика науки как революция
Смена парадигм Т. Куна. Ключевым понятием концепции динамики науки Т. Куна ($1922-1996$) является парадигма. Оно являет собой единство наиболее общих научных воззрений и методологических установок присущих науке. При этом парадигма признается научным сообществом и открывает пространство для исследования.
По мнению Т. Куна наука развивается скачкообразно. В ее развитии есть два этапа:
- «нормальная наука» или господство парадигмы;
- научная революция – распад в ходе кризиса ранее господствовавшей парадигмы и последующее утверждение новой.
Критический рационализм. Данная концепция динамики науки разработана философом науки К. Поппером ($1902-1994$).
Для мыслителя наука развивается не кумулятивно, но ее развитие есть, своего рода, постоянная проверка «ошибок», отбор. Такая методология предполагает отсечение теорий, утративших научную ценность, и продвижение новых.
Развитие науки выступает методом проб и ошибок. Ученый должен высказывать новые гипотезы и подвергать их процедуре опровержения. Для этого Поппер предлагает процедуру «фальсификации».
«Исследовательские программы» И. Лакатоса. Для И. Лакатоса ($1922-1974$) динамика науки представляет собой противоборство различных исследовательских программ. Последние являют собой ряд теорий, обладающих схожими фундаментальными основаниями и методологией.
Структура научно-исследовательской программы предполагает наличие «ядра» и сохраняющего его пояса, состоящего из вспомогательных теорий. Теория держится до тех пор, пока пояс вспомогательных теорий может объяснить возникающие нестыковки, связанные с использованием в научном исследовании «ядра» исследовательской программы.
Смена теории – это сдвиг программы. В этом, по мнению И. Лакатоса, и есть научная революция.
«Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда. В концепции «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенд ($1924-1994$)за основу берет положение: «все дозволено». Поэтому понятны вытекающие отсюда сомнения в объективности метода, в рациональности научной мысли, в научных авторитетах и максимах.
Фейерабенд считает, что научные теории не сменяются замещением старого новым. Все теории присутствует одновременно и динамика науки связана с борьбой этих альтернатив. Также не существует устоявшегося языка науки, каждый ученый по-своему понимает научные понятия и категории.
Развитие науки, таким образом, предстает неким хаотическим, полным различных альтернатив, явлением жизни человеческого духа.