Что есть исследовательская деятельность?
Исследовательская деятельность – это специфически человеческий вид деятельности, основывающийся на интеллектуальном интересе, связанный с познавательной активностью человека и направленный на приобретение нового знания посредством использования определенной методологии и законов.
Итогом исследовательской деятельности может стать обнаружение и описание явления или факта, выведение закономерности, выдвижение гипотезы или создание новой теории.
Типы исследования
В современной литературе, посвященной философии науки, выделяют три типа исследования:
- фундаментальные исследования, касающиеся создания и разработки наиболее общих научных понятий, фундаментальных основ изучаемой науки;
- создание относительно самостоятельных теорий и методологий в рамках отдельных наук (например, теории в рамках педагогики или психологии);
- прикладные исследования, связанные с изучением возможности практической реализации полученных в теории знаний; чаще всего практическое исследование является продолжением теоретического.
Алгоритм исследования
Исследовательская деятельность является процессом. Поэтому предполагает прохождение определенной исследовательской процедуры. Исследование включает следующие этапы:
-
Выбор типа и тематики исследования. На этом этапе ученый определяет к какому типу исследования будет относиться его работа. Он также выбирает общую тематику, которая в первую очередь должна отличаться актуальностью и малой степенью изученности. Исходя из актуальности, исследователь ставит проблему своего исследования, которая строится на наличии ряда противоречивых вопросов, требующих своего разрешения. На основе этого ученый формулирует предмет и объект своего исследования.Исследователь, приступая к разработке выявленной проблемы, должен знать ведутся ли уже какие-либо аналогичные исследования.
-
Определение цели, задач и гипотезы исследования. Формулировка цели является предельно сжатой и четкой, в то время как, задачи более подробно ее разворачивают, объясняют.
Гипотеза является своего рода «заделом» будущей работы, она выступает совокупностью предположений, истинность которых нужно выяснить в ходе исследования.
-
Выбор методологии исследования. Исходя из цели и предмета исследования, ученый выбирает метод. Научная методология включает в себя как методы общенаучные, применяемые для анализа любого природного или социального явления, так и частнонаучные, присущие исследовательской практике отдельной науки. Кроме того, в современной науке становится популярным системный подход, предполагающий рассмотрение объекта или явления в его целостности и структурной связанности с другими элементами системы. К общенаучной методологии относятся следующие методы:
- общелогические методы (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, абстрагирование);
- эмпирические методы (описание, сравнение, наблюдение, эксперимент);
- теоретические методы (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному).
Ученый в ходе исследования может применять методологические процедуры обоснования своих идей и положений (объяснение, доказательство, подтверждение и опровержение, интерпретация).
-
Следующий этап алгоритма исследования – это проведение непосредственно самого исследования. В конце этого процесса ученый формулирует выводы и заключает верна ли была его первоначальная гипотеза, или ложна, или претерпела видоизменения в процессе работы.
-
Последним этапом исследования является оформление и публикация научной работы. Если работа имеет практическое применение, то она может быть выражена в виде технологии, предмета искусства.
Таков в общих чертах алгоритм исследовательской деятельности ученого.