Биография Гельвеция
Клод-Адриен Гельвеций (1715-1771) – философ-педагог, один из идеологов Французской революции.
Гельвеций родился 26 января в 1715 году в Париже в семье первого врача королевы. В возрасте двенадцати лет он поступил в иезуитский колледж Луи-ле-Гран, который считался лучшим учебным заведением того времени, дававшим классическое образование. После учебы он служил в Кане в качестве помощника сборщика налогов (своего дяди). Гельвеций писал стихи, однако, за исключением аллегорической поэмы Bonheur (Le Bonheur, изданной посмертно в 1772 г.), к которой он вернулся в конце жизни, поэзию оставил около 1740 г.
Еще в детстве Гельвеций решил последовать примеру скептика Фонтенеля, сочинения которого познакомили его с идеями:
- Локка,
- Гоббса,
- Вольтера,
- Монтескье.
Гельвеций хотел добиться известности в литературном мире. В 1738 году, когда ему было всего 23 года, благодаря влиянию отца он получил должность генерального откупщика (сборщика налогов). На этой должности он сколотил состояние, хотя и не был, как большинство его коллег, коррумпированным и бездействующим государственным служащим. После женитьбы в 1751 году на Анне Катрин де Линьвиль д'Отрикур он оставил свой пост. На Воре Гельвеций имел богатые земли и считался гостеприимным хозяином; а Парижский салон Гельвеция стал колыбелью свободомыслия. Он был членом кружка Гольбаха и Дидро. После вынужденного ухода от дел Гельвеций посетил в 1764 г. Англию, а в 1765 г., будучи приглашенным Фридрихом II, философ посетил Пруссию. В 1766 году Гельвеций вместе с астрономом Лаландом основали масонскую ложу наук, которая впоследствии объединила самых известных ученых того времени. В 1769 году Гельвеций завершил работу «О человеке».
Середина XVIII века была эпохой полемистов и изобретателей, и такие писатели, как Монтескье, Руссо, Кондильяк, Ламетри Вольтер, критически анализировали господствующий общественный строй. Помимо трактатов по философии и исследованиям механизма сознания Гельвеций в 1758 году издает труд «О духе» (De l'Esprit, 1758), запрещенный Сорбонной. Правительство отдало приказ о его публичном сожжении книги.
Основные принципы этики Гельвеция:
- корыстный интерес выступает как единственный мотив всех человеческих поступков;
- эгоизм является первичным фактором даже в поступках чисто нравственного характера;
- полезность для общества является главным критерием нравственности поступка;
- законодательство и образование служат гармонизации посредством поощрений и наказаний индивидуального эгоизма и общественного блага.
Несмотря на то, что трактат «О духе» был осужден парижским парламентом, Папой Климентом XIII и теологическим факультетом Сорбонны, этот труд Гельвеция долгое время оставался кодексом французской морали.
Последняя работа философа «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» была опубликована посмертно в 1772 г. Гельвеций считал своей главной задачей убедить законодателей и просветителей в том, что гениальность, добродетель и законы, которым народы обязаны своим величием, зависят не только от различий в органах чувств, а являются следствием воспитания, которое, в свою очередь, всецело зависит от природы законов и формы правления. Именно поэтому счастье наций находится в их собственных руках и всецело зависит от отношения правительства к развитию образования.
Говоря о здоровье философа, можно отметить, что у Гельвеция была тяжелая форма подагры, он долго болел и умер 1771 году в своем доме на улице Сент-Анн. Работы Гельвеция повлияли на многих известных деятелей и мыслителей того времени.
Философия Гельвеция
Гельвеций, как и Юм, считал, что духовное содержание человека состоит только из впечатлений и представлений, являющихся копиями впечатлений, и поэтому внутренний облик человека не обусловлен изначально только случайными впечатлениями, воспринимаемыми им извне. В этом естественном состоянии человек знает только себялюбие, и его воля истощается одним стремлением к самому большому и самому частому чувственному наслаждению. Это составляет, согласно философии Гельвеция, основу всей практической жизни; даже в деятельности духовных сил оно оказывается решающим.
Человек изначально мыслит только тогда, когда речь идет о непосредственно практических целях, или о том, чтобы разогнать скуку, — поэтому всегда из эгоизма и для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Но если такова главная заповедь природы, то, Гельвеций, как истинный натуралист, считал, что она должна безоговорочно чтиться. Мораль не может требовать ничего, кроме природы, а эгоизм выступает как норма всякого поведения. Поэтому с точки зрения индивида не может быть и речи о возвышенной добродетели. Добродетель — это лишь обозначение определенного эгоистичного образа действий, который имеет место в отношениях людей.
Общество называет действия, приносящие пользу общему благу, добродетельными. Так что эта добродетель, по мнению Гельвеция, не может прийти в противоречие с эгоизмом. Ибо счастье общего есть только сумма счастья отдельных частей. Таким образом, добродетель выступает в роли особого рода эгоизма, и добродетелен именно тот человек, который связывает увеличение блага отдельных лиц с увеличением общего блага или, по крайней мере, не препятствует ему. Индивидуум, конечно, не заинтересован в такого рода эгоизме, но в нем заинтересовано общество, и поэтому перед ним встает задача развивать такой эгоизм. Средство для этого Гельвеций видит в образовании. Оно существует для того, чтобы исправлять эгоизм отдельного человека на благо целого.
Гельвеций, как и Ламетри, ставит превыше всего чувство чести, которому французский философ придавал величайшее значение. Чувством чести он называл то усилие, которое действительно играло наиболее значительную роль в общественной жизни французов и которое Монтескье охарактеризовал как достоинство монархии.