Религия в сознании человека
Наше существование, или как говорят философы-экзистенциалисты, «бытие-в-мире» во многом основано на стабильности жизненного мира каждого из нас, то есть сфер нашей непосредственной повседневности, состоящей из различных аспектов: телесного и духовного, биологического и социального и других. В центре жизненного мира находится сам индивид, наделенный телесностью и совершающий целый комплекс определенных операций в отношении природной и социальной среды, и в тоже время находящийся под воздействием внешней среды и испытывающий на себе е влияние. Человек, выступая субъектом деятельности, осуществляет, по меньшей мере, базовую часть повседневных действий посредством сознания. Тем самым, человеком конструируется его жизненный мир, среда его природного и социального существования на двух уровнях: физическом и духовном.
Жизнь, будучи текучей, изменчивой и конечной, подталкивает человека упорядочиванию его жизненного мира. Каждым человеком выстраивается смысложизненная основа его существования, некий экзистенциальный фундамент, обеспечивающий индивиду чувство стабильности и безопасности в рамках его жизненного мира.
Роль данного фундамента в целом ряде случаев может играть вера, которая может быть рассмотрена с экзистенциалистских позиций, то в качестве феномена осознанного и в тоже время противоречивого субъективного существования человека. Вера может играть роль некоего каркаса жизненного мира, защищая его от разрушения, причиной чего могут служить сильнейшие потрясения, пограничные ситуации.
Формы религиозной веры
В рамках самого общего рассмотрения возможно выделение трех исторических форм веры, которые связаны с религией:
- Политеизма – многобожия, язычества, зачаточных форм религиозных верований.
- Монотеизма – единобожия, ислама, христианства.
- Атеизма – веры в отсутствие божественного начала и всего сверхъестественного. В таком случае на смену религиозной вере приходит какая-либо иная: вера в науку, вера в технику, вера в блага цивилизации, вера в высшие ценности, вера в деньги, вера в успех, вера в общественный прогресс, вера в политического вождя и так далее.
Вера служит важнейшей детерминантой существования человека, психологическим и социальным феноменом. Веру можно рассмотреть как особое отношение человека к определенным идеям, учениям и принципам, которое основано на безоговорочном доверии, ориентации и поклонении.
Религия дает человеку, верящему в ее положения, духовную опору существования. Именно с этим связано формирование в рамках религиозного экзистенциализма концепции подлинного существования как базирующегося на вере бога и тем самым на трансценденции то есть выходу индивида за пределы собственного существования, устремленности к божественному. Об этом писал немецкий философ К. Ясперс, а до него схожие мысли высказывал отечественный мыслитель Н. Бердяев, рассуждая о возможностях достижения богочеловечества, то есть сближению религиозных людей с нравственным абсолютом за счет морального самосовершенствования, развитию в себе подлинной духовности.
Человеку религия может обеспечить внутреннюю компенсацию собственной ограниченности, проявляющейся в беспомощности перед болезнями, бедностью, природными катаклизмами и другими явлениями, ведущими к страданиям. Помимо этого религия позволяет найти ответы на большинство вопросов мировоззренческого плана, составляя конкуренцию философии как теоретическому ядру мировоззрения. Также основанная на глубокой религиозной вере коммуникация со сверхъестественным позволяет облегчить психоэмоциональное состояние человека, на чем основана целебная сила молитвы.