Эпоха Возрождения: сущностные характеристики
Возрождение, или Ренессанс – период в развитии западной цивилизации, который пришёл на смену Средневековью и предшествовал Новому Времени. Этот культурный этап начался в Италии в начале 14-го столетия, а в других странах Европы его началом принять считать 15-16-ые века.
Главная характеристика этого времени – возрождение высокой культуры, светский гуманизм, провозглашение главными ценностями социальную справедливость и счастье индивида. Возвращается интерес к ценностям и установками античной культуры, происходит её возрождение – таким образом и появился термин. Данное понятие уже можно встретить у представителей итальянского гуманизма, например, термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, в частности, у живописца, архитектора и писателя Джорджо Вазари. В своём современном значении данное понятие было введено в обиход гуманитарных наук историком 19-го столетия Жюлем Мишле. Сегодня же данное определение стало своего рода метафорой культурного расцвета западной культуры.
Принципиально новый тип цивилизации в Европе формируется вследствие радикальных изменений в обществе. Большое влияние на формировании нового социального пространства оказало падение Византийской империи. Дело в том, что бежавшие в Европейские страны византийцы взяли с собой множество книг, произведений искусства, и немало античных источников, которые были мало известны Средневековому Западу.
Со временем растут города-республики, что приводит к росту влияния сословий, которые не участвовали в феодальных отношениях, это были:
- ремесленники.
- мастеровые.
- торговцы.
- банкиры.
- предприниматели нового типа.
Всем вышеперечисленным прослойкам населения была чужда и непонятна иерархическая система ценностей, характерная для феодального типа производства и христианского догматизма Средневековья. Постепенный отказ от аскетических постулатов церковников приводит к возникновению гуманизма, общественно-философского движения. Это движение, лучше сказать идеологическая установка, рассматривало человеческую личность как высшую ценность этого мира, главной целью объявлялись свобода, личные устремления и счастье индивида.
В городах появляются центры искусства, философии и науки, деятельность которых уже не подчинялась официальной Церкви. Новый тип мировоззрения обращается к культурным ценностям античности, потому что для неё были характерны гуманистические, неаскетичные отношения. В 15-ом столетии огромным шагом для всего человечества стало изобретение книгопечатания, что повлияло на распространения знаний, на повышение образованности людей. Ведь книги стали намного дешевле, их стало больше. Наследие древнегреческой и древнеримской культур распространяется в Европе, и способствует формированию новых взглядов на жизнь.
Возрождение формируется в Италии, где первые его предпосылки были намечены уже в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Тони Парамони, Пизано, Джотто, Орканья и других). Но Возрождения твёрдо «встаёт на ноги» только с 1420-х годов. В остальных европейских регионах, в Германии, во Франции, и других странах это движение «набирает ход» значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Деятели эпохи Возрождения
Среди выдающихся мыслителей и учёных данного периода особо стоит выделить следующих:
- Мишель Монтень.
- Николай Кузанский.
- Джордано Бруно.
- Николай Коперник.
- Галилео Галилей.
- Томаззо Кампанелла.
- Томас Мор.
Рассмотрим суть учений нескольких из них.
Мишель Эйкем де Монтень (1533 – 1592 гг.) – знаменитый французский писатель и талантливый мыслитель, его перу принадлежит работа «Опыты». В этом труде с литературной красочностью проводится анализ внутренних чувств и переживаний индивида. Исходный пункт философской концепции Монтеня –скептицизм. В отличие от агностицизма, парадигма Монтеня полностью не отрицает познаваемость внешнего мира. Французский мыслитель был убеждён, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление посредством изучения закономерностей природы. Также он высказывал мысли о равенстве всех людей, идеализировал «естественное состояние» человечества, которому, по его мнению, мешал прогресс цивилизации. Выдвинул идею о том, что счастье для людей будет возможным только при справедливом социальном устройстве. Главный нравственный постулат Монтеня гласит, что личность не должна пассивно ждать своё счастье, которое Церковь обещает ей в загробном мире, человек вправе стремиться к счастью в жизни земной.
Николай Кузанский (1401 - 1464 гг.) – выдающийся немецкий философ, теолог, крупный учёный. Был кардиналом при папе Пии II. Знаменит своими изысканиями в области математики, географии, астрономии. Исследователи считают, что его идеи и наработки оказали влияние на таких талантливых учёных как Николай Коперник, Галилей, Джордано Бруно. Николай Кузанский считал, что человеческому существу присущи познавательная мощь и творческие способности. Причём эти способности должны уподоблять человека богу. Одна из центральных тем его философской концепции – это сомнения и противоречия. Он рассуждал о возможности применимости закона противоречия в математическом познании, и о границах использования математических понятий в исследовании внешнего мира.
Джордано Бруно (1548 - 1600 гг.) – видный итальянский философ. Придерживался парадигмы пантеизма, по которой Бог отождествляется с мировым целым. Призывал познавать не высшее создание, а окружающую действительность, в которой, по его мнению, и проявляется Бог. Принимал гелиоцентрическую теорию Николая Коперника. В области этики был согласен с идеями «героического энтузиазма», а также принимал положения концепции любви к бесконечности. За свои прогрессивные взгляды и воззрения, которые шли в разрез с догматами Церкви, был сожжён на костре заживо 17 февраля 1600 года.