Экзистенциализм
Слово экзистенциализм произошло от латинского слова, что в переводе с латинского языка означает существование. Экзистенциализм - направление в эстетике $XX$ веке, где иррациональность и буржуазные мотивы пронизывают все данное направление эстетики. Это направление возникает после первой мировой войны и окончательно формируется в $30-40$-е годы.
Экзистенциальная философия и эстетика экзистенциализма возникает в результате кризисного отношения в буржуазном сознании человека. Наибольшую распространённость данная теория получает в $50$-е годы. В эти годы происходит примечательные изменения ее проблематических аспектов. К тому же усиливаются социально-политические мотивы эстетики экзистенциализма, которые отражают различные нюансы его национального варианта и ещё его религиозные и атеистические версии, внутренние неоднородные образования. Общим ее обоснованием считаются идеи феноменолога Гуссерля и экзистенциалиста Хайдеггера.
Методологическая эстетика
Методологическая эстетика экзистенциализма происходит из феноменологических предпосылок о глубоких различиях и специфических связей сознания, где сознание выступает в качестве активного начала. Также к активному началу можно отнести и окружающую материальную культуру, природу, которая может быть наделена пассивностью или по-другому выразиться «вязкостью». Исходя из этого, значит, эстетическое отношение к миру, которое противопоставляется инструментально-практическому, может выступать в качестве сферы «свободы сознания». В данном случае реальность может подвергаться «отрицанию», где реальность может «преодолеваться», она же подтверждает активность сознания. И поэтому нет ничего случайного, что эстетика экзистенциализма повернулась лицом к проблеме воображения, где оно может трактоваться в том же субъективно-идеалистическом ключе. Данной эстетике можно установить созвучие между теми авангардистскими школами, которые претендуют на активность художественного восприятия со стороны интеллектуальности.
Тенденция экзистенциализма
Внутри концепции экзистенциализма существует тенденция в сторону онтологизации эстетического восприятия, когда оно понимается как факт активного взаимного влияния природы и человека (Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю). Данная тенденция, которая может усиливаться большим ростом настроений, которые являются антитехническими. Данные настроения были среди буржуазной интеллигенции $60—70$ годов. Таким образом, происходит дальнейшее развитие современной феноменологической эстетики.
Творчество в эстетике экзистенциализма
Особо важное место в эстетике экзистенциализма отводится исследованию творческого начала. Главное в данном случае рассматривается литературное творчество, которое в наибольшей степени отвечает представлениям экзистенциализма о художественном творчестве.
Например, у Хайдеггера творчество рассматривается в общей связи с бытийными проблемами, у Марселя - способность быть «верным сущему». Сартр же пытается вскрыть особенности творчества, которое называется у него творчеством «поэта-отщепенца», который не отождествляет с хорошим окружающее его буржуазное общество. Кроме показа скрытых проблем такого общества, нельзя противопоставить его морали, превратившись из «жертвы» в «палача».
Утопическое утверждение
Искусство в эстетике экзистенциализма отождествляется с областью практики, в которой по преимуществу может реализовываться свобода человека. Данная свобода идеалистически приравнивается к свободе сознания. Поэтому создаётся понятие утопического утверждения, в котором говорится о том, что художественное развитие - это тот путь к развитию в человеческих чувствах свободы, где можно преодолеть тяготеющие над ними силы, которые необходимы в действительности.