Рисунок 1.
Что означает слово «эстетика»?
"Красивая картинка?" - можно задать вопрос, посмотрев на данную иллюстрацию. Многие ответят, что очень красиво, но найдутся и такие, которые подвергнут каждую клеточку данной картинки критике. Но, тем не менее, то чувство и чувственное восприятие, которое охватывает человек при просмотре данного или любого другого изображения, носит название эстетика. В переводе с древнегреческого языка слово эстетика так и звучит - чувство, воспринимаемое чувствами. В более широком смысле — это философское учение.
Философская наука, где затрагивается прекрасное в природе, в жизни человека, захватывающее в художественном творчестве, несёт за собой название эстетика.
Особая форма философского общественного сознание, которое на первое место ставит чувственное восприятие, подразумевает эстетику. В общественной жизни нужно почаще останавливаться и искать то чувственное восприятие, которое может быть выражено любым предметом или вещью. То есть прекрасное можно увидеть во всём. То чувство, которое вызывает то или иное возвышенное изображение или предмет или всё что угодно, и несёт в себе эстетику. В современном мире термин «эстетика» может быть использован в другом научном значении. Эстетика в данном случае обозначается следующим образом - как эстетическое содержание культуры и её эстетических областей. Главные критерии эстетики — это возвышенное или низменное, прекрасное или безобразное, комическое или трагическое и т.д.
Одно из мнений данного философского учения
Где же можно увидеть то самое прекрасное? "Да, везде" — отвечает А.Ф. Лосев. Алексей Фёдорович Лосев - русский философ и филолог, видный деятель советской культуры, профессор, доктор филологических наук. Он понимает эстетику следующим образо: в любой области действительности имеется та или иная выразительная форма. Данная действительность - не что иное, как выражение эстетического учения, эстетического восприятия бытия. Выразительная форма может сопровождать не только любую, но и каждую область действительного видения мира и восприятия.
Эстетическое восприятие
Если подумать, какие именно чувства вызывает данное изображение солнечного леса? То творческое отношение, которое выражает тот или иной человек через определённые чувства, и носит название эстетическое восприятие. Отношение человека к картине может выражаться через состояния духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, неимоверного блаженства. И эти чувства и ощущения охватывает человека, когда он видит что-либо в своей действительности. По специфическому опыту можно уточнить, что человек постоянно находится в эстетическом восприятии, потому что на всё, что его окружает человек может выразить свои чувства словами или междометиями. Очень часто эстетическим восприятием страдают творческие личности, потому что они постоянно имеют дело с ощущением прекрасного вокруг себя. Это хорошо и положительно влияет на психику любого человека. Потому что через эстетическое восприятие у человека питается его духовно-материальные основы, а как известно, если дух человека здоров и наполнен прекрасным и необходимым для жизни, то и все остальные части человеческого будут в полном порядке и положительном настрое. Эстетическое восприятие и сама эстетика проводит свои некоторые параллели и находит сущностную неразделенность с Богом, данное понимание эстетического взгляда можно видеть среди верующих в него. То есть верующие получают своё духовное наслаждение, чувствуя органическую причастность к Универсуму, к Богу. Духовное же наслаждение можно получить, посмотрев на данную картинку, которая позволит отдохнуть и глазу, получить душе тот настрой, который позволит рассказать о данном изображении красиво и некритично. Если же критика вырывается из уст смотрящих, значит что-то не так либо в самой картинке, либо в эстетическом восприятии человека, который желает выразить язвительную критику, - речь идёт именно о критике отрицательного характера. О критике отрицательного характера тоже можно сказать, что это взгляд человека с точки зрения эстетического восприятия, но он противоположен прекрасному и возвышенному.
Возвышенное и прекрасное всегда будет будоражить сознание человека так, что человек будет получать истинное наслаждение от увиденного. И данное наслаждение будет приносить свои положительные плоды во всю составляющую человеческого существа и бытия.
Становление эстетики
Эстетика берёт своё начала ещё в эпоху античности. Пифагорейцы многое расценивали с точки зрения эстетических категорий, они видели в природе нечто красивое и прекрасное. И данная красота, которой они интересовались, была тождественна по их параметрам гармонии и определённой числовой пропорции. Также Демокрит, греческий философ, представлял характер подражания искусству и искусства. Софисты относительно категории эстетического прекрасного тоже имели своё мнение, что данная категория всегда будет относительной. Платон значительно расширил познания о том, что такое прекрасное. Он создал произведение, которое специально изучало данные вопросы эстетики. Продолжил изучение эстетики как философской науки Аристотель, который написала трактат по данному вопросу. Трактат носит название «Поэтика». В трактате он рассуждает о том, как существенны и непоколебимы те чувства, которые постигаются через прекрасное воспритяие, и результатом данного восприятия является получение истинного и непомерного наслаждения. Эстетика и эстетические категории были востребованы представителями эллинистической философии. Трактат Клеанфа «О прекрасных предметах», Хрисипп «О прекрасном и наслаждении». Цицерон затрагивал идею «декорации», что говорит о смысле искусства через приближения к совершенству. Он также отстаивал мнения о том, что есть красота мужская — красота достоинства и женская красота — красота изящества. Работы Псевдо-Лонгина направлены на описание новой эстетической категории — критерий возвышенного, где смыслом является восторг и изумление, что охватывает человека при просмотре или услышании чего бы то ни было. Над проблемами эстетического взгляда в Средние века размышления свои ведёт Августин. Он даёт противопоставление прекрасное целесообразному. Исидор Севильский представляет различие в трёх видах красоты: благолепное, благовидное и благообразное. Одно прекрасно в движении, другое по виду, а третье — по содержанию и сути. Византийская эстетика первая ставит на первый план то, что основной образ — это не копия, а символ высшего мира. Фома Аквинский внимательно размышляет над категориями, где имеется три стороны красоты: цельность, соразмерность и непосредственность. Эпоха Возрождения знаменует понятие эстетики, которая является неотъемлемой частью гуманистического воспитания. В этой сфере свои изучения вёл Витторино да Фельтре. По мнению Леонардо да Винчи, есть и внешняя и внутренняя красота. Важность роли в достижении красоты состоит в контрасте через противопоставление с безобразным. В Новоевропейских взглядах на эстетику можно отметить взгляд Дэвида Юма, который впервые выдвигает проблему эстетического вкуса. Французская эстетика в эпоху Просвещения настаивала на тесной связи красоты и чувства. Рассматривали данные вопросы Жан Батист Дюбо, Гельвеций. Следует отметить по категории эстетики работы Вольтера, Дидро. Дидро подчёркивает вопрос о восприятии идеала как отдельной красоты. Эстетика как термин вводится в употребление Баумгартеном в $1754$ году для обозначения исследования чувственного знания.
Первым, кто выделил четыре основных категории эстетического содержания, является Зольгер. Категории: прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое. Гегель трансформирует эстетику в философию искусства, где религия и философия объеденены Абсолютным Духом. Современная эстетика представляет из себя различные направления. Широкую известность получила феноменологическая эстетика. Автором данного эстетического взгляда является Р. Инграден.