Категория
Категория в переводе с греческого языка означает «обвинение», «приговор», «обличительную речь», где сущее выставляется налицо в истинном виде. Категории – это «называющие слова», которые обозначают существо вещи. Категория понимается М. Хайдеггером как определяющее название, где сущее выставлено на вид в своем подлинном бытийном устройстве. Данное выставляющее определение сущего возникает как определенное «молчаливое название». Это понятийное естество, в свою очередь, является невысказанным и присутствует во всех известных нам высказываниях. Когда категории не высказываются в высказываниях, они несут в недрах себя любое высказывание, вследствие чего происходит фундаментация любого суждения.
М. Хайдеггер является представителем философии экзистенциализма средины $XX$ века. Являлся одним из "духовных гуру" национал-социолистической идеологии в Германии. Именно он ввел в оборот понятие «экзистенциал».
Экзистенциалы и категории признаются философом как две фундаментальные единицы онтологии, на базе каких способна реализоваться способность строения двух возможных типов: на основе экзистенциально-феноменологического анализа и категориального анализа.
Экзистенциал есть определенной альтернативой категории, как и категория является альтернативой экзистенциалу. Тем не менее, они являются сопоставимыми по фундаментальном очерке своей сущности.
Хайдеггеровское понятие присутствия
Присутствие, «Dasein» - это определенный тип сущего, который имеет место посредством понимающего отношения к собственному бытию и к себе. Понятие «бытие присутствие» определяется непосредственно при помощи логоса сущего. В данном соотношении присутствия и бытия присутствие являет своеобразную разомкнутость. В такой раскрытости будет разомкнуто само присутствие, вследствие чего нужно понимать, что в разомкнутости присутствия бытие является разомкнутым как таковое.
Таким образом, разомкнутость являет собою определенный способ бытия присутствия, его элементарную интерпретацию.
Философ не проводит категорического различия между феноменом и экзестенциалом, вследствие чего мы можем лишь полагать, что это две крайности одной и той же сущности.
Экзистенциал
Экзистенциал – это определенная кристаллизация теоретического и основоположительного опыта присутствия, более изначальная нежели категория. Именно экзистенциал является способом удержания двоякой раскрытости присутствия в пространстве сущего бытия.
Экзистенциалы не подводятся под понятия рода, так как они имеют в виду лишь определение определенных личностных бытийных качеств присутствия, которые никогда не способны даваться налично, а лишь раскрываются в контексте бытийных возможностей.
Экзистенция присутствия означает, что оно располагается на горизонтальной линии возможностей, которые самостоятельно создает и реализует. К экзистенциалам относятся – совесть, забота, смерть, временность, бытие.
Экзистенциалы не являются понятием в том смысле, что они являются живыми бытийными чертами присутствия. Тем не менее, если рассматривать данные аспекты Хайдеггеровской философии как понятия, то они являются экспликатами определенных бытийных способностей и черт. В них, с точки зрения феноменологии, выделяются исходные бытийные конструкты опыта присутствия, вследствие чего они стают главенствующими единицами экзистенциально-феноменологического анализа.