Джордж Мид – американский психолог и философ конца XIX – начала XX столетия, один из основоположников символического интеракционизма.
Биография Джорджа Мида
Дж. Мид родился в 1863 году в Хампшире, штате Массачусетс, США. Его отец был пуританским пастором, и отец и мать были интеллектуальными людьми и вели преподавательскую деятельность. С ранних лет Мид много времени уделял чтению, часто в семье обсуждались и социальные проблемы. Образование Джордж получает в Оберлинском колледже.
В 1881 году умирает отец Мида, и после окончания колледжа он вынужден искать работу, для обеспечения средств к существованию. Сначала Мид неудачно пытается работать школьным учителем, затем на три года устраивается в железнодорожную компанию, параллельно подрабатывая домашним учителем у У. Джеймса. Благодаря знакомству с последним, Мид решает продолжить образование и поступает в Гарвардский университет, где интересуется в первую очередь психологией и философией.
Получив степень бакалавра, Мид на три года отправляется в Европу, в Лейпциг к В. Вундту, в его первую психофизиологическую лабораторию. Кроме того, он планирует защитить диссертацию в Берлинском университете, однако последнее ему не удается. В это же время Мид женится на сестре своего старого знакомого Хелен Касл.
По возвращении в Америку, Миду удается получить место преподавателя в Мичиганском университете, где он знакомится с Ч. Кули и Дж. Дьюи. Через некоторое время он вместе с Дьюи переезжает в Чикаго и начинает работать на кафедре философии в только что созданном университете. С начала века Мид также преподает курс социальной философии, который является для студентов обязательным.
Мид ведет активную социальную и политическую жизнь. Как и большинство его коллег Мид разделяет прагматическую позицию в философии, также он оптимистично предполагает, что наука и просвещение способны помочь в разрешении социальных проблем, характерных для американского общества того периода. Несмотря на популярность и значимость Мида в качестве преподавателя, он не придает большого значения собственным идеям и не издает ни одной монографии. При жизни выходят лишь его статьи и рецензии.
Умирает Мид в 1931 году от сердечного приступа. Ученики не дают пропасть наследию Мида, уже вскоре после его смерти они издают его лекции. После различными исследователями проводится обширная работа по изучению и публикации трудов, основанных на многочисленных материалах, которые Мид оставил после себя. К числу основных его произведений можно отнести:
- «Философия настоящего»,
- «Разум, Я и общество»,
- «Течения мысли в девятнадцатом столетии»,
- «Философия акта»,
- «Социальная философия Дж. Г. Мида».
Социальный бихевиоризм Мида
Дж. Мид создает собственную социально-психологическую теорию, которая одновременно противостоит зарождающему бихевиоризму Уотсона и отстоит от психоаналитического подхода Фрейда.
С бихевиористами Мид сходится в том, что человек существует и действует в системе «организм-среда», его действия имеют в качестве своего побудительного источника именно внешние, а не внутренние стимулы. Мид не использует для интерпретации человеческого поведения термины бессознательного и инстинктов, напротив, человеческие действия отличаются сознательностью и целенаправленностью. Вместе с тем, Мид не согласен с механицизмом классического бихевиоризма, в котором все взаимодействие со средой сводится до простейшей схемы «стимул-реакция», а человек качественно не отличается от животного, становится лишь «большой белой мышью».
Для описания человеческой деятельность Мид использует собственный термин – акт.
Акт – это целостное и непрерывно продолжающееся событие, в котором могут быть выделены моменты стимулирования, реакции и ее результатов.
Мид создает также структуру акта, которая включает 4 фазы:
- импульс,
- перцепцию,
- манипуляцию,
- консуммацию.
Импульс – это внутреннее возбуждение, полученное от внешней среды. Будучи постоянно погруженным в среды организм перманентно испытывает на себе воздействие множества импульсов.
Перцепция представляет собой центральное звено всего акта. Она выражается в сознательной оценке ситуации, восприятии самого импульса, особенностей среды, возможных вариантов разрешения задачи и присчитывании плана действий, виртуальном проигрывании ситуации, когда задача предстает перед сознанием в уже выполненном виде и т.д.
Манипуляция является непосредственным преобразующим воздействием человека на внешнюю, предметную среду. Консуммация связана с получением результатов этого воздействия, и либо их интеграцией в перцептивные схемы сознании, либо коррекцией этих схем.
Фазы акта не являются строгой и механистической последовательностью его развертывания, как например, в бихевиоризме. Напротив, все процессы осуществляются единовременно и все они находят свое отражение в процессе перцепции. Также и сами акты не отделены, а напротив перетекают один в другой, в процессе реальной деятельности человека.
Предпосылки возникновения символического интеракционима
Сам Мид не использовал термин «символический интеракционизм», однако его работы, которые приобрели особую актуальность уже в 60-е годы двадцатого века, стали одним из наиболее значимых оснований этого направления.
В своих взглядах Мид развивает учение о том, что человек является социальным существом, т.е. наибольшая роль в его жизни и развитии занимает взаимодействие с другими людьми. В отличии от многих философов, он указывает на необходимость другого, для формирования собственного Я, без восприятия другого возникновения Я невозможно.
Мид считает, что в своем восприятии человек не разделяет сознание от действий, как в случае себя, так и при восприятии другого человека. Благодаря этому люди могут передавать информацию и воздействовать друг на друга с помощью символизированных действий – поз, мимики, а также жестов и языка. Человек способен не только воспринимать жесты, но и предугадывать какое воздействие они окажут на другого человека. Как только значение жеста становится устойчивым он превращается в символ.
Язык по мнению Мида, происходит из звуковых жестов и является величайшим достижением человечества. Благодаря языку, человек может опосредованно воспринимать чужой опыт и ему не нужно всему учиться самому на непосредственно, на практике.