Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Джон Локк, английский философ и педагог

Биография Джона Локка

Определение 1

Джон Локк – английский философ и педагог, представитель либерализма и эмпиризма. Он проповедовал сенсуализм. Идеи Локка оказали огромное воздействие на процесс развития эпистемологии и политической философии.

Джон Локк родился 29 августа 1632 года в небольшом городе Рингтон в западной Англии, в семье провинциального адвоката.

В1646 году, по рекомендации командира его отца, был зачислен в Вестминстерскую школу, на тот момент – ведущее учебное заведение страны. В 1652 году Локк, как лучший ученик школы, поступил в Оксфорд. В 1656 году получил степень бакалавра, а в 1658 году – стал магистром этого университета.

В 1668 году Локк был избран членом Королевского общества, а в 1669 году стал членом Совета Королевского общества.

К основным областям научного интереса Локка относились:

  • медицина,
  • естествознание,
  • политика,
  • педагогика,
  • экономика,
  • отношение государства к церкви, проблеме веротерпимости и свободе совести.

В 1690-х годах вместе с правительственной службой Локк начал вести широкую научную и литературную деятельность. В 1690 году были изданы «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении» и пр.

28 октября 1704 года Локк умер в загородном доме своей подруги леди Дэмерис Мэшем от астмы.

Теория познания Локка

Основа человеческого познания – опыт, который включает единичные восприятия. Восприятие делится на:

  • ощущения – воздействие предмета на органы чувств человека;
  • рефлексии.
Замечание 1

Идеи возникают в уме у человека в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «чистая доска», на которую постепенно записывается информация от всех органов чувств. Принцип эмпирии: ощущения первичнее разума.

«Джон Локк, английский философ и педагог» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Декарт оказал существенное влияние на философские взгляды Локка. Учение Декарта о знании является основой всех гносеологических взглядов Локка. Декарт учил, что достоверное знание – это усмотрение разумом ясных и очевидных отношений ясных и раздельных идей.

В учении о субстанции Локк согласен с Декартом в том, что явление невозможно представить без субстанции, что субстанцию можно обнаружить в признаках, а не познать саму по себе. Он возражает только против положения Декарта о том, что душа непрерывно мыслит, что мышление – основной признак души. Несогласие Локка с Декартом выражено во взглядах на происхождение идей. Локк считал, что любая сложная идея постепенно вырабатывается рассудком из простых идей, а простые идеи основаны на внешнем и внутреннем опыте.

Заметное воздействие на идеи Локка оказала психология Гоббса, у которого он позаимствовал порядок изложения «Опыта». При описании процессов сравнения, Локк следовал за Гоббсом, утверждая вместе с ним, что отношения, не принадлежащие к вещам, являются результатом сравнения, и что отношений существует огромное множество.

Нельзя не признать еще и влияние Ньютона на воззрения Локка. Иными словами, Локк не может считаться самостоятельным и оригинальным мыслителем. Признавая все существенные достоинства его трудов, нельзя не отметить, что хотя в них и есть некоторая мыслительная самостоятельность и оригинальность, но также им характерны незаконченность и двойственность, вытекающие из того, что на него влияли столь разные мыслители.

Общие принципы мировоззрения Локка можно свести к следующим положениям:

  • вечный, бесконечный, премудрый Бог создал ограниченный в пространстве и времени мир;
  • мир отражает внутри себя бесконечные свойства Бога, являясь бесконечно разнообразным;
  • в природе отдельных предметов и индивидуумов отмечается постепенность – от совсем несовершенных они незаметно становятся наисовершеннейшими;
  • мир является стройным космосом, в котором каждое существо действует в соответствии со своей природой и имеет конкретное предназначение.

Педагогические идеи Локка

Локк – основоположник эмпирико-сенсуалистической теории познания. Он считал, что человек не имеет никаких врожденных идей. Он рождается с разумом «чистая доска» и готов к восприятию окружающего мира через свои органы чувств и внутренний опыт – рефлексию.

Им была разработана система воспитания джентльмена, базирующаяся на прагматизме и рационализме. Главной особенностью системы является утилитаризм, где каждый предмет должен подготавливать к жизни. Локк не разделял обучение и воспитания на нравственное и физическое. Воспитание должно включать все то, что у воспитанника формирует нравственные и физические качества, волю и разум. Целью физического воспитания является то, что из тела нужно сделать некое орудие, послушное духу. Целью духовного воспитания является создание духа прямого, который мог бы во всех случаях поступать в соответствии с достоинствами разумного существа. Локк настаивал на том, чтобы дети учились самонаблюдению, самовоздержанию, самоконтролю.

Воспитание джентльмена состоит из:

  • физического воспитания: развивает здоровое тело, вырабатывает мужество и настойчивость. Необходимо укреплять здоровье, чему способствует свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, игры и упражнения;
  • умственного воспитания, которое должно быть подчинено развитию характера, формированию образованного делового человека;
  • религиозного воспитания, направленного не на изучение обрядов, а на формирование любви и почтения к Богу в качестве высшего существа;
  • нравственного воспитания – воспитание способности отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неукоснительно следовать советам разума, сюда относится работа по выработке изящных манер и навыков галантного поведения;
  • трудового воспитания, заключающегося в овладении каким-либо ремеслом, ибо труд предотвращает любую вредную праздность.

Основной дидактический принцип Локка – опираться в обучении на интерес и любознательность детей. Главное средство воспитания – пример и среда. Устойчивые положительные привычки можно воспитать через ласковые слова и кроткие внушения. Физические наказания можно применять лишь в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Воля развивается посредством умения переносить трудности, чему помогают закаливание и физические упражнения.

Дата последнего обновления статьи: 24.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot