Биография Джона Локка
Джон Локк – английский философ и педагог, представитель либерализма и эмпиризма. Он проповедовал сенсуализм. Идеи Локка оказали огромное воздействие на процесс развития эпистемологии и политической философии.
Джон Локк родился 29 августа 1632 года в небольшом городе Рингтон в западной Англии, в семье провинциального адвоката.
В1646 году, по рекомендации командира его отца, был зачислен в Вестминстерскую школу, на тот момент – ведущее учебное заведение страны. В 1652 году Локк, как лучший ученик школы, поступил в Оксфорд. В 1656 году получил степень бакалавра, а в 1658 году – стал магистром этого университета.
В 1668 году Локк был избран членом Королевского общества, а в 1669 году стал членом Совета Королевского общества.
К основным областям научного интереса Локка относились:
- медицина,
- естествознание,
- политика,
- педагогика,
- экономика,
- отношение государства к церкви, проблеме веротерпимости и свободе совести.
В 1690-х годах вместе с правительственной службой Локк начал вести широкую научную и литературную деятельность. В 1690 году были изданы «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении» и пр.
28 октября 1704 года Локк умер в загородном доме своей подруги леди Дэмерис Мэшем от астмы.
Теория познания Локка
Основа человеческого познания – опыт, который включает единичные восприятия. Восприятие делится на:
- ощущения – воздействие предмета на органы чувств человека;
- рефлексии.
Идеи возникают в уме у человека в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «чистая доска», на которую постепенно записывается информация от всех органов чувств. Принцип эмпирии: ощущения первичнее разума.
Декарт оказал существенное влияние на философские взгляды Локка. Учение Декарта о знании является основой всех гносеологических взглядов Локка. Декарт учил, что достоверное знание – это усмотрение разумом ясных и очевидных отношений ясных и раздельных идей.
В учении о субстанции Локк согласен с Декартом в том, что явление невозможно представить без субстанции, что субстанцию можно обнаружить в признаках, а не познать саму по себе. Он возражает только против положения Декарта о том, что душа непрерывно мыслит, что мышление – основной признак души. Несогласие Локка с Декартом выражено во взглядах на происхождение идей. Локк считал, что любая сложная идея постепенно вырабатывается рассудком из простых идей, а простые идеи основаны на внешнем и внутреннем опыте.
Заметное воздействие на идеи Локка оказала психология Гоббса, у которого он позаимствовал порядок изложения «Опыта». При описании процессов сравнения, Локк следовал за Гоббсом, утверждая вместе с ним, что отношения, не принадлежащие к вещам, являются результатом сравнения, и что отношений существует огромное множество.
Нельзя не признать еще и влияние Ньютона на воззрения Локка. Иными словами, Локк не может считаться самостоятельным и оригинальным мыслителем. Признавая все существенные достоинства его трудов, нельзя не отметить, что хотя в них и есть некоторая мыслительная самостоятельность и оригинальность, но также им характерны незаконченность и двойственность, вытекающие из того, что на него влияли столь разные мыслители.
Общие принципы мировоззрения Локка можно свести к следующим положениям:
- вечный, бесконечный, премудрый Бог создал ограниченный в пространстве и времени мир;
- мир отражает внутри себя бесконечные свойства Бога, являясь бесконечно разнообразным;
- в природе отдельных предметов и индивидуумов отмечается постепенность – от совсем несовершенных они незаметно становятся наисовершеннейшими;
- мир является стройным космосом, в котором каждое существо действует в соответствии со своей природой и имеет конкретное предназначение.
Педагогические идеи Локка
Локк – основоположник эмпирико-сенсуалистической теории познания. Он считал, что человек не имеет никаких врожденных идей. Он рождается с разумом «чистая доска» и готов к восприятию окружающего мира через свои органы чувств и внутренний опыт – рефлексию.
Им была разработана система воспитания джентльмена, базирующаяся на прагматизме и рационализме. Главной особенностью системы является утилитаризм, где каждый предмет должен подготавливать к жизни. Локк не разделял обучение и воспитания на нравственное и физическое. Воспитание должно включать все то, что у воспитанника формирует нравственные и физические качества, волю и разум. Целью физического воспитания является то, что из тела нужно сделать некое орудие, послушное духу. Целью духовного воспитания является создание духа прямого, который мог бы во всех случаях поступать в соответствии с достоинствами разумного существа. Локк настаивал на том, чтобы дети учились самонаблюдению, самовоздержанию, самоконтролю.
Воспитание джентльмена состоит из:
- физического воспитания: развивает здоровое тело, вырабатывает мужество и настойчивость. Необходимо укреплять здоровье, чему способствует свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, игры и упражнения;
- умственного воспитания, которое должно быть подчинено развитию характера, формированию образованного делового человека;
- религиозного воспитания, направленного не на изучение обрядов, а на формирование любви и почтения к Богу в качестве высшего существа;
- нравственного воспитания – воспитание способности отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неукоснительно следовать советам разума, сюда относится работа по выработке изящных манер и навыков галантного поведения;
- трудового воспитания, заключающегося в овладении каким-либо ремеслом, ибо труд предотвращает любую вредную праздность.
Основной дидактический принцип Локка – опираться в обучении на интерес и любознательность детей. Главное средство воспитания – пример и среда. Устойчивые положительные привычки можно воспитать через ласковые слова и кроткие внушения. Физические наказания можно применять лишь в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Воля развивается посредством умения переносить трудности, чему помогают закаливание и физические упражнения.