Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диалектика раба и господина Г. В. Ф. Гегеля

Определение 1

Диалектика – это направление философии и метод философского анализа, согласно которому бытие находится в состоянии постоянного развития, источник которого находится в противоречивых взаимоотношениях объектов бытия.

Идеалистическая диалектика Гегеля

Гегель один из самых выдающихся представителей немецкой классической философии, который отошел от метафизического понимания мира и представил его в качестве диалектической, саморазвивающейся системы. Одновременно Гегель отказался и от материалистической модели бытия, в его философской системе, реальным субъектом мира, исторического процесса выступает Мировой дух – полностью идеалистическая субстанция, развитие которой, представляющее собой процесс постепенно самосознания, проявляется через историю человеческого общества. При этом Гегель не связывает Мировой дух с какой-либо конкретной группой людей, нацией или народом, - Мировой дух объединяет все человечество, хотя на разных этапах своего становления в наибольшей степени проявляется в том или ином народе.

Статья: Диалектика раба и господина Г. В. Ф. Гегеля
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Для объяснения закономерностей развития Мирового духа Гегель сформулировал три основных диалектических закона:

  • закон диалектической противоречивости, объясняющий причину развития, которая кроется в борьбе противоположных, но неразрывно связанных друг с другом явлений (борьба раба и господина);
  • закон количественно-качественных изменений, раскрывающих механизм развития, заключающийся в постепенном накоплении количественных характеристик, которые затем меняют само качество объекта, придают ему новые свойства (труд освобождает раба);
  • закон двойного отрицания, рассматривающий принцип преемственности, согласно которому противостояние противоположностей повторяется на каждом витке истории, но уже в новом качестве;

Движение Мирового духа, а соответственно и движение исторического процесса, детерминировано одной целью – полным самопостижением. В процессе развития самосознание Мирового духа становится все более полным, от растворенности в природе, в начале его пути, до совершенного самосознания в конце. Одновременно с самопознанием возрастает и степень свободы, что находит свое непосредственное отражение в реальном историческом процессе – по мере прогресса общества, человек становится все более свободным как внешне – физически, политически, экономически, так и внутренне по своему духу.

«Диалектика раба и господина Г. В. Ф. Гегеля» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Так Гегель указывает, что для государств древнего востока была известна лишь одна свобода – абсолютная свобода деспота, в рамках античной цивилизации свобода оставалась правом отдельных личностей, с приходом христианства, установилось представление о том, что внутри каждого человека есть зерно его личностной, внутренней свободы, которое уже в эпоху Возрождение и Новое время переросло в понимание ценности свободы человека, как одного из естественных прав, присущих ему от рождения. Гегель предполагал, что в будущем человек обретет полную как внутреннюю, так и внешнюю свободу, что будет связано с установлением царства духа.

Место противостояния раба и господина в философии Гегеля

В рамках концепции диалектического развития Мирового духа, описанной в фундаментальном труде Гегеля «Феноменология духа» взаимоотношениям раба и господина отводится лишь несколько страниц, как закономерному эпизоду формирования самопознания духа, на одном из ранних его этапах. Вместе с тем, именно эта небольшая глава вызвала огромный резонанс как в обществе, так и в последующей философии и остается актуальной темой философских исследований по настоящее время. Не последнюю роль в этом сыграли критические комментарии Ницше, а также переложение идеалистического противостояния раба и господина в философии Гегеля, на материалистические реалии исторического процесса, в рамках формационной теории Маркса и положениях о классовой борьбе.

Согласно Гегелю не существует каких-либо предпосылок – сверхъестественного или же биологического характера – которые предопределяли бы положение человека как господина или раба. Распределение людей по данным категориям происходит в одномоментном акте столкновения двух самосознаний, в процессе которого одна из личностей проявляет готовность идти до конца в осуществлении своих целей и притязаний на лидерство, включая крайний риск, а другая переживает страх смерти за собственную жизнь. Первая личность становится господином, а вторая рабом, который испытывает страх перед ним и прислуживает ему.

Вместе с тем сами понятия раба и господина в философии Гегеля далеко не однозначны. Раб зависим от господина и осознает эту зависимость. В его жизни есть четкая цель и желание – преодолеть зависимость от господина, стать равным ему, сбросить оковы рабства, а потому кроме этих самих оков его больше ничто не сдерживает. Существование господина напротив адинамично. Перед ним нет перспективной цели, все к чему он стремится это сохранение текущего положения вещей, защита своего статуса господина, у нет выбора – он либо останется господином – либо погибнет. При этом если раб зависит от господина в силу своего страха и стремится преодолеть эту зависимость, то господин также зависит от своего раба, поскольку только наличие раба и делает его господином. Он не может ничего сделать с этой зависимостью, а лишившись раба господин вообще потеряет возможность представлять из себя хоть что-либо, он исчезнет.

Содержание противостояния раба и господина

Раб и господин объединены целой сетью диалектических связей:

  • господин силен, а раб слаб;
  • господин стремится сохранить свое положение, раб стремится преодолеть его;
  • господин пассивен, раб стремится к развитию;
  • господин не признает никого кроме себя, раб признает господина, но не признает себя самого;
  • господин потребляет, раб производит и т.д.

Поскольку именно рабу принадлежит активная, преодолевающая роль, то Гегель связывает движение исторического процесса, именно с действиями рабов. Инструментом их борьбы, их саморазвития является труд. В то время как господин лишь потребляет уже готовые предметы, насыщая собственные желания и потребности, раб непосредственно взаимодействует с природой и посредством труда преобразует ее ресурсы в материальные блага для потребления господина. Раб вынужден сдерживать себя от удовлетворения собственных потребностей, от потребления природных благ в «сыром» виде, ради осуществления процесса переработки, и в через данный акт он развивает и совершенствует собственную волю и личность.

Господин не соприкасается с природой, от отчужден от нее трудом раба и его благами, раб же, который первоначально един и растворен в природе, посредством труда на своего господина, отделяется от нее и возвышается над ней, именно труд делает раба господином природы, и таким образом дает ему путь к изменению собственного состояния.

Замечание 1

Наконец рассматривая противостояние господина и раба Гегель указывал, что хотя раб хочет заставить господина признать его как равного, последний никогда не согласится на это. А потому разрешение их конфликта невозможно мирным, реформационным путем. Оно требует коренной ломки сложившихся устоев – т.е. революции.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot