Диалектика как теория развития
Диалектика философами рассматривается в качестве метода аргументации, а также в виде формы и метода рефлексивного теоретического мышления, которое исследует противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.
При этом в диалектическом материализме диалектика выступает в виде общей теории развития материального мира и одновременно теории и логики познания. Диалектический метод – один из центральных элементов европейских и индийских философских традиций. Слово «диалектика» стало популярным благодаря платоновским «Диалогам», в которых два или более участников диалога могли иметь разные мнения, но стремились найти истину через обмен мнениями.
В истории философии основные мыслители определили диалектику как:
- учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);
- искусство диалога, понимаемое как понимание истины путем постановки наводящих вопросов и методических ответов (Сократ);
- метод расчленения и сцепления понятий для понимания сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);
- наука, касающаяся общих положений научного исследования (Аристотель);
- учение о сочетании противоположностей (Джордано Бруно, Николай Кузанский);
- способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, борясь за целостное и абсолютное знание, неизбежно запутывается в противоречиях (Кант);
- общий метод познания противоречий как внутренних движущих сил в развитии бытия, разума и истории (Гегель).
Диалектика бывает идеалистической и материалистической. Материалистическая диалектика выступает как целостная система, где каждая категория и каждый закон занимает строго определенное место и взаимосвязаны с другими категориями и законами. Эта система позволяет раскрыть содержание универсальных свойств и связей реальности, универсальных форм бытия, диалектических законов движения и развития.
Диалектика – это наука о самых общих законах любого движения, но прежде всего развития.
В наши дни в науке аксиоматично и бесспорно, что наша мысль и объективный мир подчиняются общим законам, и поэтому между ними не может быть противоречия.
Согласно Гегелю, истина не представлена в виде готовых догматических положений, а находится в самом процессе познания, в долгом историческом развитии науки, которое поднимается с низших уровней на более высокие, но никогда не достигает высшего уровня.
Все явления и все социальные порядки, которые сменяются историей, выступают в качестве переходных стадий бесконечного развития от низшего к высшему. При этом каждый шаг необходим и имеет собственное обоснование для этого времени и условий, которым он обязан своим существованием.
Диалектика как метод познания
Диалектический метод является средством постижения реальности в природе, в обществе и в самом мышлении, позволяет выявлять модели их развития и научно предсказывать будущее.
Историческое становление диалектики можно проследить по трем этапам:
- Античная диалектика (наивная и стихийная): Платон, Сократ, Зенон, Гераклид и др.;
- Классическая немецкая философия (XIX век): Гегель, Кант, Шеллинг, Фихте;
- Материалистическая диалектика: Энгельс, Маркс.
Принципы диалектического познания:
- принцип универсального развития (мир видится как развивающийся, бесконечно изменяющийся);
- принцип противоречия, развиваемого противоположностями (борьба противоположностей – источник развития мира);
- принцип универсальной связи (все в мире связано);
- принцип детерминизма (взаимодействие, обусловленность) (мир - это определенная система элементов, которые соединяются в силу регулярной связи);
- принцип согласованности (мир разнообразен, но построен в упорядоченной системе).
Гегель отмечал тождество бытия и мысли, то есть понимание реального мира как проявления идеи, духа. В основе всего лежит абсолютный, духовный и рациональный принцип - «абсолютная идея», «мировой дух», «мировой разум». В основе гегелевской диалектики лежит идеалистическое представление о том, что источник всего развития – природы, общества, человеческого мышления – лежит в саморазвитии понятия и, следовательно, имеет логическую и духовную природу.
Гегель строит диалектическую доктрину развития Абсолютной Идеи, используя принцип причинности. Развитие достигается тем, что божественный акт Абсолютной Идеи постоянно вступает в конфликт с ее организацией, которая на разных этапах выступает либо как логическое понятие, либо как социальная форма, либо как материальная природа. Все развитие происходит по схеме: тезис, антитезис и отрицание отрицания (синтез).
Основная идея диалектического метода Гегеля состоит в том, что мир состоит не из законченных, готовых объектов, а представляет собой набор процессов, в которых объекты находятся в непрерывном изменении, возникают, затем разрушаются, и происходит прогрессивное развитие со всеми вытекающими последствиями.
Философия Гегеля оказала огромное влияние на европейское сознание. Она откликнулась на общее настроение того времени. Однако кульминация развития часто означает начало упадка, начало кризиса. Так случилось с гегельянством. В середине века его критиковал материализм (Маркс, Фейербах).
Понятие диалектики использовали в своем творчестве Фридрих Энгельс и Карл Маркс, переведя его в материалистический план. Советские последователи Маркса создали особую философскую школу – диалектический материализм.
В качестве вывода можно отметить, что диалектика позволяет отразить весьма сложные и противоречивые процессы духовного и материального мира. Но это не простое наблюдение того, что происходит на самом деле, а инструмент научного познания и способа преобразования мира. Диалектический метод требует гибкости мышления. Ведь диалектика не терпит застоя и не накладывает ограничений на познание, на его безграничные возможности: неудовлетворенность достигнутым – стихия диалектики, а революционная деятельность – ее суть.