Общая теория ценностей
Ценность – это философский термин, определяющий культурное и человеческое значение определенных предметов и явлений действительности.
Благодаря понятию ценности можно описать собственное отношение конкретного человека или общества к бытию природы и социума в целом, а также к его конкретным проявлениям. Изучение ценностей дает возможность судить о месте каждого человека в мире, а также о том, как он сам воспринимает свое такое положение.
Ценностями образована сложная структура, специфичная для каждого рассматриваемого типа общества. Принято выделять следующие типы ценностей:
- смысла жизни;
- витальные;
- общественного признания;
- межличностного общения;
- политические;
- утилитарные.
Известны и иные способы и принципы классификации ценностей, например, ценности-цели, ценности-средства, ценности материальные и духовные, положительные и отрицательные.
Человек как субъект познания
Человеческая жизнедеятельность предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира и выстраивание его образа требуется, чтобы полноценно в нем ориентироваться и достигать собственных целей.
Познавательная деятельность является основной стороной человеческой жизни. Разум, вместе с чувствами, является одной из основных составляющих человеческой субъективности. Человеческий разум и высшие формы его проявления и служат фундаментальными отличие человека от животных.
Представление о человеке как разумном существе и объекте познания помогает в исследовании форм, видов, средств и способов его познавательной деятельности.
В качестве объекта психологии выступает реальный человек как субъект познавательной деятельности, разум которого не может быть отделен от потребностей и мотивов, воли, эмоций и чувств, а также всей истории индивидуального развития человечества.
Диалектическая логика занимается исследованием происхождения, содержания, становления и развития мышления в качестве фундаментальной родовой человеческой способности.
Психология познания занимается изучением познавательной деятельности каждого конкретного человека в условиях его реальной жизни и повседневной деятельности. В рациональном познании психология, кроме мышления, принято выделять память, воображение, внимание.
Понятие о человеке как субъекте деятельности
Субъективность любого человека по своему исходному основанию связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностные свойства этого процесса – способность человека управлять своими действиями, реально-практическому преобразованию действительности, планированию способов действий, реализации намеченных программ, контролю хода и оценивания результатов собственных действий.
Практическое отношение человека к действительности состоит из трех составляющих:
- субъекта, наделенного активностью, направляющего ее на объекты или другие субъекты;
- объекта, на который направляется активность субъектов;
- активности, которая выражается тем или иным способом действия субъекта с объектом.
В качестве субъекта деятельности могут рассматриваться:
- конкретный индивид;
- социальная группа;
- целостное общество.
На основании этого выделяют типы деятельности: индивидуальная, коллективная и групповая, а также общественно-историческая деятельность, или практика. Психология преимущественно связана с первыми двумя разновидностями деятельности.
Становление субъекта деятельности – это процесс освоения индивидом основных ее структурных образующих: смысла, цели, задач и способов преобразования человеком объективного мира.
Деятельность как целое представляет единицу человеческой жизни, активность, которая отвечает на запрос определенной потребности и мотива. Деятельность всегда в то или иной мере соотносится с определенным мотивом.
Действие выступает в качестве составной части деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любой тип деятельности осуществляется в формате действий или цепочки действий. Это предполагает, что при наблюдении какого-то внешнего или внутреннего процесса человеческой активности, относительно ее мотива эта активность является деятельностью, а относительно цели – в отдельное действие или совокупность, то есть цепочку действий. Деятельность и действие не имеют жесткой связи. Одна и та же деятельность может быть реализована посредством разных действий, и одно и то же действие может быть составной частью разных типов деятельности.
Действие имеет определенную цель, осуществляется посредством разных способов в зависимости от условий, в которых осуществляется данной действие. Способы осуществления действия называют операциями.
Операции – это преобразованные действия, действия, которые превращаются в способы осуществления других действий, более сложных.
Например, когда ребенок учится писать буквы, само написание буквы – это действие, направляемое сознательной целью – правильно написать букву. После овладения этим действием, ребенок начинает использовать написание букв в качестве способа для написания слогов, то есть боле сложного действия, а значит, написание букв превратится из действия в операцию.
Чтобы выполнять более сложные действия, такие, как решение различных задач, написание сочинений, составление схем, построение модели и пр., ученику необходимо овладеть действиями, позволяющими применять знания и навыки. Такое овладение сложной системой психических и практических действий, которые необходимы, чтобы осуществлять целесообразную регуляцию деятельности имеющихся у субъекта знаний и навыков – это умение. Иными словами, умение – это сознательное применение имеющихся у ученика знаний и навыков, необходимых, чтобы выполнить сложные действия в разнообразных условиях, то есть, чтобы решить соответствующие задачи. Выполнение каждого сложного действия для ученика становится решением задачи.