Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Человек как субъект деятельности, познания и ценностного освоения мира

Общая теория ценностей

Определение 1

Ценность – это философский термин, определяющий культурное и человеческое значение определенных предметов и явлений действительности.

Благодаря понятию ценности можно описать собственное отношение конкретного человека или общества к бытию природы и социума в целом, а также к его конкретным проявлениям. Изучение ценностей дает возможность судить о месте каждого человека в мире, а также о том, как он сам воспринимает свое такое положение.

Ценностями образована сложная структура, специфичная для каждого рассматриваемого типа общества. Принято выделять следующие типы ценностей:

  • смысла жизни;
  • витальные;
  • общественного признания;
  • межличностного общения;
  • политические;
  • утилитарные.
Статья: Человек как субъект деятельности, познания и ценностного освоения мира
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Известны и иные способы и принципы классификации ценностей, например, ценности-цели, ценности-средства, ценности материальные и духовные, положительные и отрицательные.

Человек как субъект познания

Человеческая жизнедеятельность предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира и выстраивание его образа требуется, чтобы полноценно в нем ориентироваться и достигать собственных целей.

Познавательная деятельность является основной стороной человеческой жизни. Разум, вместе с чувствами, является одной из основных составляющих человеческой субъективности. Человеческий разум и высшие формы его проявления и служат фундаментальными отличие человека от животных.

Представление о человеке как разумном существе и объекте познания помогает в исследовании форм, видов, средств и способов его познавательной деятельности.

В качестве объекта психологии выступает реальный человек как субъект познавательной деятельности, разум которого не может быть отделен от потребностей и мотивов, воли, эмоций и чувств, а также всей истории индивидуального развития человечества.

«Человек как субъект деятельности, познания и ценностного освоения мира» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Диалектическая логика занимается исследованием происхождения, содержания, становления и развития мышления в качестве фундаментальной родовой человеческой способности.

Психология познания занимается изучением познавательной деятельности каждого конкретного человека в условиях его реальной жизни и повседневной деятельности. В рациональном познании психология, кроме мышления, принято выделять память, воображение, внимание.

Понятие о человеке как субъекте деятельности

Субъективность любого человека по своему исходному основанию связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностные свойства этого процесса – способность человека управлять своими действиями, реально-практическому преобразованию действительности, планированию способов действий, реализации намеченных программ, контролю хода и оценивания результатов собственных действий.

Практическое отношение человека к действительности состоит из трех составляющих:

  • субъекта, наделенного активностью, направляющего ее на объекты или другие субъекты;
  • объекта, на который направляется активность субъектов;
  • активности, которая выражается тем или иным способом действия субъекта с объектом.

В качестве субъекта деятельности могут рассматриваться:

  • конкретный индивид;
  • социальная группа;
  • целостное общество.

На основании этого выделяют типы деятельности: индивидуальная, коллективная и групповая, а также общественно-историческая деятельность, или практика. Психология преимущественно связана с первыми двумя разновидностями деятельности.

Становление субъекта деятельности – это процесс освоения индивидом основных ее структурных образующих: смысла, цели, задач и способов преобразования человеком объективного мира.

Деятельность как целое представляет единицу человеческой жизни, активность, которая отвечает на запрос определенной потребности и мотива. Деятельность всегда в то или иной мере соотносится с определенным мотивом.

Действие выступает в качестве составной части деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любой тип деятельности осуществляется в формате действий или цепочки действий. Это предполагает, что при наблюдении какого-то внешнего или внутреннего процесса человеческой активности, относительно ее мотива эта активность является деятельностью, а относительно цели – в отдельное действие или совокупность, то есть цепочку действий. Деятельность и действие не имеют жесткой связи. Одна и та же деятельность может быть реализована посредством разных действий, и одно и то же действие может быть составной частью разных типов деятельности.

Действие имеет определенную цель, осуществляется посредством разных способов в зависимости от условий, в которых осуществляется данной действие. Способы осуществления действия называют операциями.

Определение 2

Операции – это преобразованные действия, действия, которые превращаются в способы осуществления других действий, более сложных.

Например, когда ребенок учится писать буквы, само написание буквы – это действие, направляемое сознательной целью – правильно написать букву. После овладения этим действием, ребенок начинает использовать написание букв в качестве способа для написания слогов, то есть боле сложного действия, а значит, написание букв превратится из действия в операцию.

Чтобы выполнять более сложные действия, такие, как решение различных задач, написание сочинений, составление схем, построение модели и пр., ученику необходимо овладеть действиями, позволяющими применять знания и навыки. Такое овладение сложной системой психических и практических действий, которые необходимы, чтобы осуществлять целесообразную регуляцию деятельности имеющихся у субъекта знаний и навыков – это умение. Иными словами, умение – это сознательное применение имеющихся у ученика знаний и навыков, необходимых, чтобы выполнить сложные действия в разнообразных условиях, то есть, чтобы решить соответствующие задачи. Выполнение каждого сложного действия для ученика становится решением задачи.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot