Познание — это совокупность процедур, процессов и методов получения знаний о явлениях и закономерностях объективной реальности.
Человек как субъект деятельности
Существенной способностью человека является способность преобразовывать окружающую действительность, управлять своими действиями, получать результат по их завершению. Проявление человеческой активности, направленной на себя или на другие объекты, выражается понятием субъект деятельности.
Субъектами деятельности могут выступать:
- индивид в его конкретном значении;
- социальная группа;
- общество в целом.
В зависимости от субъекта можно разделить саму деятельность на разные виды: индивидуальную, коллективную (групповую), общественную (в том числе общественно-историческую).
Деятельность человека имеет четко направленную структуру, которая начинается с формирования потребности. Полностью структуру деятельности можно представить в виде следующей последовательности элементов:
- потребности
- мотивы
- цель
- условия
- действие
- результат
Потребность выступает источником активности человека, побуждает его к деятельности. Потребность проявляется в конкретном мотиве. Мотив влечет за собой постановку задачи и формирование конкретной цели в виде представляемого результата деятельности. Выполнение действия зависит от конкретных складывающихся условий. Действие осуществляется в виде выполнения операций. Действие ведет к результату, который оценивается с точки зрения соответствия цели – насколько он соответствует задуманному.
Деятельность внесла основной вклад в создание человека современного типа, в развитие его мышления и сознания, формирование психических свойств. Современный психолог К.А. Абульханова-Славская определяет человека как субъекта деятельность как гармоничную и саморазвивающуюся личность. Личность тогда становится субъектом, когда выступает центром самоорганизации и саморегуляции, может разрешать противоречия между мотивами, потребностями, способностями и необходимостью. В процессе деятельности складывается индивидуальный характер личности. Это явление происходит во многом под влиянием внешних условий, а также зависит от чувства удовлетворенности от получаемых результатов, выработанного отношения к миру и к себе, стремления к преодолению трудностей, успешности решения сложных задач, желания проявить себя в трудовом процессе.
Человек как субъект познания
Всем высокоорганизованным организмам свойственна познавательная деятельность. Познавательная деятельность сосредоточена на получении определенного знания. Это знание может быть истолковано с трех позиций:
- Во-первых, знание представляет собой отражение объекта, что вытекает из практически-преобразовательной деятельности. Однако не стоит абсолютизировать такое понимание знания, поскольку это ведет к догматизму.
- Во-вторых, знание формирует мысленные конструкции, основанные на уровне развития познавательных способностей человека, ценностных и смысловых структур.
- В-третьих, знание есть определенное состояние сознания субъекта, которое формируется набором определенных знаний. Как они были получены остается за кадром, в то время как на поверхности предстает конкретный набор умозаключений, способ мышления, т.е. определенное содержание и структура сознания конкретного субъекта.
Эти три стороны знания всегда выступают в своем единстве, и в каждом конкретном случае та или иная сторона просто выходит на первый план.
Человек как субъект познания опирается на те же положения, которые свойственны человеку как субъекту деятельности. Это, прежде всего, его активность, наличие опосредованных связей между субъектом и объектом, а также наличие определенных условий, что выражается в социокультурной обусловленности познания. Опосредованный характер связи субъекта познания и его объекта выражается в использовании средств познания. Объект тогда становится элементом сознания, когда переходит в категория образа, идеи или понятия. Созданные субъективные образы сами по себе становятся новым звеном и инструментом в познании новых объектов.
Особенности познания сильно зависят от окружающей социальной обстановки, в этом проявляется социокультурная детерминированность. Так, на процесс и результат познания влияют социальные отношения, сложившиеся в обществе социальные институты, господствующие ценности, нормы, законы и правила, потребности общества, интеллектуальные ресурсы и т.д. С одной стороны, эта зависимость может ограничивать процесс познания, а с другой, придавать ей общечеловеческую значимость.
В структуре познавательной деятельности человека значительное место отведено ценностным установкам субъекта. Они выражают готовность человека принимать определенную информацию, трактовать ее и переводить во внутренний пласт бытия. Ценностные установки определяют видение объекта в той или иной плоскости, могут быть источниками иллюзий и заблуждений, а также порождением человеческой фантазии и страхов.
Личность как субъект общения
Общение представляет собой сложный процесс, который включает в себя обмен информацией между участниками, взаимодействие, восприятие и понимание другого. Общение предполагает использование различных средств коммуникации, большая часть психологов видит в общении не столько интеллектуальный, сколько социальный феномен. Философское значение общения состоит в том, что оно является источником внутренней эволюции самого общества при диалектическом взаимодействии личности и общества.
В процессе общения личность как субъект может выступать в разных ролях: как воздействующая сторона, как воспринимающая. Помимо этого, в процессе общения присутствует психологическая сторона в виде ее психологической базы, а также коммуникативно-организационная, выражающаяся в наличии целей, содержания и форм общения.
Человек как субъект общения с его помощью пытается реализовать не только функцию передачи информации, необходимую в том числе для реализации совместной деятельности, но и достичь другие цели. Это может быть и самовыражение, когда посредством общении человек стремится быть понятым другим, высказать свою оценку и получить ее из уст другого. Общение предполагает возможность экспрессивного выражения своих эмоций. При его помощи формируются навыки социального взаимодействия, происходит усвоение социальных правил и норм.