Общие сведения о ценностях и смысле
Ценность – это общая характеристика явления и предмета, которая обозначает признание его значимости.
Смысл – это сущность феномена в широком контексте реальности, неисчерпаемая совокупность (в отличие от значения, которое исчерпаемо) всех психических (сознательных) когнитивных процессов, связанных со словом. Смыслы доминируют над значением в большинстве случаев исследования того или иного феномена.
Необходимо отметить тот факт, что в современной науке существует достаточно большое количество подходов к трактовке феноменов «смысл» и «ценность», поэтому приведенные сведения не могут быть исчерпывающими, но они должны учитываться в общей концепции восприятия окружающей действительности.
Базовые категории ценностей. Трактовка ценностей и смыслов
Ценности делятся на несколько базовых категорий:
- материальные ценности;
- духовные ценности;
- «вечные ценности».
Ценность в философии является указанием на личностную, социальную, а также культурную значимость многих объектов и явлений. Понятия «смысл» и «ценность» давно вошли в обиход повседневной жизни, вместе с тем, они занимают важнейшее место в теоретическом сознании. Феномен ценностей важен также и для филологов, культурологов, психологов, политологов, социологов и пр. Понятие ценности становится необходимо в том случае, если речь заходит о понимании человеческих действий, мотивации поведения, активности человеческого сознания, закономерностях творчества и пр.
Несмотря на тот факт, что эти концепты плотно укоренились в обыденном языке, их теоретическая строгость остается неудовлетворительной, с минимальной степенью рефлексии. Соотношения понятий «ценность» и «смысл» исследуются с позиции отождествления и резкого разграничения.
Духовные ценности – это нечто, обладающее ценностью (то есть важностью, значимостью) для людей, живущих духовной жизнью, и относящееся к духовной жизни человека.
Первая линия трактовки указанных понятий связывает смысл с непосредственным содержанием человеческой мысли. Для сторонников этого подхода важно учитывать результаты лингвистических исследований. При этом элементарной единицей смысла называют правильно сформулированную мысль, как содержательный инвариант, который не зависит от формы выражения мысли и от модальности выражения.
На основе такой единицы строятся более сложные смысловые категории, а именно: фразы, тексты, романы, теории, технические инструкции и пр. Этот подход к пониманию смысла чаще всего называют семантическим. Семантический подход достаточно распространен в философии и междисциплинарном знании, но не является исчерпывающим, исходя из многих позиций.
Сторонники второго подхода говорят о том, что смыслы являются человеческими ценностями и лежат в основе социальной деятельности людей и функционирования общества как глобальной системы. Соответственно, такой подход называют ценностным. К такой позиции чаще всего склоняются культурологи, которые изучают роль базисных ценностей внутри культуры. Также данный подход достаточно близок политологам, которые исследуют ценности либерализма, патриархальности и пр.
Особенно много сторонников ценностного толкования смысла можно найти среди тех ученых, которые разрабатывали теории деятельности, которая ориентируется на мотивацию и целесообразность всех ее практических проявлений. Данные ученые считают, что смысл формируется самим человеком и тем, что он вкладывает в систему восприятия той или иной необходимости собственным внутренним миром.
Противостояние описанных позиций порождает иллюзию существования двух родов смыслов или семантических смыслов, которые применяются для трактовки коммуникативной деятельности, а также ценностных смыслов, которые доминируют в большинстве сфер человеческой деятельности.
Сторонники деятельностного подхода к смыслам как правило нацеливаются на создание общей теории деятельности, поэтому они часто говорят о структурах, схемах деятельности в общем смысле, не вводя разные типы деятельности в противостояние друг другу.
Если ученые анализируют структуру социальной деятельности, то часто противопоставляют друг другу коммуникативные и деятельностные смыслы, которые связаны с целеполаганием. Каждый тип указанных смыслов имеет собственную уникальную сущностную канву.
Понимания сути феномена «смысл». Сравнительная характеристика ценностей и смыслов
Феномен смысла не является однозначным и простым. Длительное время продолжаются дискуссии на тему механизмов образования смысла. Большую степень определенности в этом вопросе можно отметить для логико-семантических исследований.
В самом широком плане смысл трактуется как способ связи человека и окружающего мира, в том числе и познания всего многообразия существующих феноменов. Человека связывают с миром в том числе и переживания, деятельность, сознание.
Деятельность – это сознательное активное взаимодействие субъекта с объектом, во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.
Подступы к конструктивному определению смысла чаще всего начинаются с того, что смыслу отводится специфическая роль, которая выходит из общего ряда. Если таким отличительным чертам не отводится должная роль, то дискурс обречен на пустую болтовню, а смысл попадает под общую всепоглощающую значимость.
Важно понимать, что между материальными и духовными ценностями есть принципиальное различие.
Если ценность производится человеком, тогда в ней есть предметность и материальный смысл, некоторые физические характеристики. Ценность духовных феноменов коренится в содержащихся в них смыслах различного ранга. Но такое различие нельзя абсолютизировать.
Таким образом, по своей мыслительной форме ценности и смыслы совпадают и подчиняются общей формуле «S есть P».