Вещь – материальное образование, входящее в относительно устойчивую систему движения, благодаря которому они взаимодействуют друг с другом, что позволяет выявить у них определенные отличительные свойства.
Становление представлений о вещи
В период формирования кульутры, в момент, когда человек различает себя и своё сознание от той действительности, которая его окружает, возникает понятие вещи. Пребывая в осознании своего я, как особого себя, позволило определить все то, что расположено за его пределами как нечто внешнее, вещественное. Поэтому вещь с самого начала стала тем, что находится, становится вне сознания, то, что обособлено и изолированно.
Таким образом, вещь это то, что является отдельным предметом, обладающим независимостью и устойчивостью существования. Аристотель первым в истории философии формулирует точное определение вещи. Вещь обладает признаками и может самостоятельно существовать в пространстве и времени, при этом, не имея возможности быть чьим-то признаком.
И. Кант формулирует концепцию «вещь-в-себе», которое обозначает только те характеристики вещи, которые будут доступны в явлении. Поэтому суть вещи будет познана только относительно, в процессе понимания ее свойств, которые связаны с сущностью вещи как таковой. Другим образом выразился Гегель:
«Сущность является, а явление существенно».
То, что вещь оказалась выделенной в бытии означает то, что она имеет собственные качественные и количественные характеристики. Качество является определенностью вещи, без которой она перестанет существовать, и совершает переход из бытия в небытие. При этом количественные характеристики вещи могут в разной степени меняться, сохраняя свою качественную определенность. Каждая вещь находится взаимосвязи и в совокупности других вещей, таким образом, находясь в одной общей большой системе, приобретая характерные качества системы.
Идеалистическая трактовка вещи
В культуре человек сталкивается с такими вещами, которым присуще идеально-информационное содержание. Данная вещь, которая была сотворена человеком, включается в мир его общения и деятельность, называется символом или, в самом широком смысле, знаком. Такой мир культуры, созданный человеком, можно понять с точки зрения созданного мира вещей-символов, которые наделены идеальными смыслами, и имеют идеальную функциональную предназначенность. Это идеалистическая трактовка природы, которая формирует свои свойства исходя из идеальной сущности, такой как абсолютная идея Гегеля.
Материалистическая трактовка вещи
Исходя из позиций материализма, мир представляет собой совокупность материальных вещей, в котором не существует Бог и идеальные сущности. Таким образом, представители этого направления стремятся определять любые идеальные явления в качестве вторичных по отношению к материальным процессам.
Вещи в мире являются обособленными друг от друга, но прибывают в непрерывном взаимодействии, в котором проявляются их свойства. Если сделать предположение, что какое-либо взаимодействие отсутствует, то вещь теряет способность познаваемости.
Свойства вещи проявляются только при взаимодействии с другими вещами.
Исходя из этого основания, можно заключить то, что бытие, вместе с остальными его характеристиками, является системой взаимодействующих вещей. Данная связь является взаимообусловленностью явлений, разделенных категориями пространства и времени.
Познанием вещи является познание свойств данной вещи.
В процессе эволюции представлений о вещи, она стала пониматься достаточно абстрактно. Вещь как внешний объект, предмет, как понимал это Аристотель, трансформируется в семантической, онтологической и гносеологической трактовке.
Онтология понимает вещь в качестве носителя признаков, гносеология – в качестве объекта мысли, семантика – в качестве того, что может быть обозначено.
Свойства и отношения
Вместе с этим осуществлялся момент конкретизации знаний о вещи. Возникла задача, связанная с уточнением признаков вещи. Все вещи имеют определенные признаки, которые представлены в категориях качества и количества, сущности и явления. Важным вопросом в данной задаче было определение того, как в признаках вещи различать свойство и отношение.
Аристотель обозначал свойство в качестве отдельного признака, принадлежащего одному объекту. Отношение понимается как отдельный признак, принадлежащий нескольким объектам. Следовательно, отношение объединяет вещи по типу отношения, свойство же наоборот отделяет их.