Биография Аристотеля
Аристотель – один из учеников Платона (384-322 г.г. до н.э.) – известнейший философ Древней Греции, сформировавший собственное оригинальное учение, которое стало целой философской эпохой.
Аристотель родом из города Стагиры Македонии. Его отец – лекарь и придворный врач македонской царской семьи. В 17 лет Аристотель уехал в Афины и поступил в платоновскую академию, став учеником Платона. В академии он пробыл до самой смерти Платона, то есть около 20 лет.
Через некоторое время Аристотель приступил к воспитанию сына македонского царя Филиппа, Александра. Через три года Филипп умер, а Александр стал царем. Аристотель вернулся в Афины на пятидесятом году жизни и основал школу Ликей, или Лицей. Занятия Аристотель проводил прогуливаясь со своими учениками по тропам сада, из-за чего школа стала называться «Перипатос», что переводится как «прогулка», а ученики и последователи его – перипатетиками, то есть прогуливающимися философами.
В сочинениях Аристотеля подробно излагаются знания, касающиеся всех отраслей науки того времени. Он представляет собой истинного энциклопедиста – человека, чьи знания крайне разносторонни и универсальны. Наиболее известными, дошедшими до нас трудами являются следующие: «Органон», «Физика», «О небе», «О душе» и пр. Самым знаменитым является труд «Метафизика», состоящий из 14 книг.
Вклад Аристотеля в философию
Еще в платоновской академии Аристотель расходился в философских взглядах с Платоном. Позже он подверг платоновскую теорию идей критике, что понесло важное значение для последующего развития философии. Он считал, что разделение на идеи и вещи не имеет под собой рационального значения. Он объяснял это тем, что идеи являются копиями чувственных вещей и тождественны им по своему содержанию. Процесс отделения идей от веще приводит к удвоению того, что нужно объяснить. Поэтому платоновская идея, представляя собой сущность вещи, вместе с этим является оторванной от самой вещи, поэтому получается, что сущность вещи оторвана от самой вещи.
В своих философских рассуждениях Аристотель основывался на признании существования объективного мира, материального. В философских взглядах Аристотеля присутствует материалистическая линия, но все не сводится только к ней. На основании этого Аристотель разработал собственную теорию, по которой сущность заключена в самих вещах.
Аристотелем было разработано оригинальное учение о четырех видах причин. Он выделил следующие типы:
- материальная, или материя;
- формальная, или форма;
- производящая;
- конечная, или цель.
Материальная причина – это материя, обозначающая материал, входящий в состав вещи, из которого вещи возникли.
Формальная причина – это превращение материи в действительность под воздействием формы.
Производящая причина – это то, что создает вещи, например, человек, который дал совет, - причина того, что происходит.
Целевая причина – это смысл, то есть то, ради чего все делается.
Проблемой формы и материи в философию было введено два понятия – возможность и действительность, которым принадлежит огромная роль в последующем развитии философии, так как они позволили на основании их применения решить проблему возникновения, которое объяснялось конкретными особенностями вещи.
Важный вклад Аристотеля в философию заключается в разработке проблемы понимания движения. Он выделил четыре вида движения:
- возникновение и уничтожение;
- качественное изменение или превращение свойств;
- количественное изменение или превращение свойств;
- перемещение в пространстве.
Главным для Аристотеля было перемещение в пространстве, которое служит условием всех других разновидностей движения и к которому по итогу сведены все другие виды. При исследовании движения в пространстве, Аристотель подразделял его на несколько типов:
- круговое движение;
- прямолинейность;
- сочетание прямого и кругового движения.
Натурфилософские взгляды Аристотеля пронизаны теологией. В соответствии со взглядами Аристотеля, любое явление предполагает цель и возможность изменения. Реализация цели по Аристотелю – энтелехия, которая является своеобразной программой изменения. Понятие цели по отношению к живым организмам связано с понятием души. Однако Аристотель переносит целесообразные функции души на целостный мир. Для него теологичностью определяется целесообразный характер всего мирового процесса, направляющегося к одной цели. Целенаправленное движение природы осуществляется бессознательно.
Учение Аристотеля о познание играет большую роль в истории философии. Первой стадией познания выступает чувственное познание, через ощущения, которые представляют собой отражение внешнего мира, то есть являются отпечатками форм познаваемых предметов. Несмотря на то, что ощущение – это источник теоретического мышления, они дают только единичное знание. Результат повторяемости ощущение – это общие представления.
Аристотель разрабатывал вопросы логики. Впервые в истории философии им были созданы трактаты, посвященные логике. Для Аристотеля логика выступала, в первую очередь, как орудие любой науки.
Логика – это наука о формах мышления (понятии, суждении, умозаключении), а также доказательствах, применяемых в процессе познания.
Аристотелем были четко сформулированы законы мышления:
- закон тождества – понятие должно употребляться в единственном значении;
- закон противоречия – суждение не может быть истинным одновременное с его отрицанием;
- закон исключенного третьего – если дано два взаимопротиворечащих суждения, то в данных условиях истинным может являться только одно.
Аристотель отверг проект платоновского «идеального государства» и предложил собственную теорию государства. По мнению Аристотеля, в государстве власть должна быть в руках среднего класса свободных граждан. Рабство как явление Аристотель считал существующим от природы. Рабы рассматривались им как говорящее орудие, которое принадлежит господину, выступающего общественным животным.
Труды Аристотеля в области науки и философии представляют вершину античной мысли. Им был подведен итог развития целого периода в древнегреческой культуре с ее начало и до IV века до н.э. Он систематизировал знания и выделил ряд научных областей, которые стали позже превращаться в самостоятельные направления.