Атеизм - мировоззрение, для которого характерно, в противоположность теизму, отрицание всякого рода божественное начало и его проявления в мире.
Это отвержение веры в существование любого бога и сверхъестественных сил.
Атеизм включает в себя:
- не борьбу с верой, а просвещение
- разоблачение антинаучных теорий и концепций о мире
- переосмысление, поддержание моральных ценностей со светской точки зрения.
Атеизм сопрягается со светским, научным образом жизни, рациональным мышлением, на основе эмпирического опыта. Эмпирическая наука основывается не на вере и Священном знании, а на точных методиках, теоретических и практических теориях о природных явлениях и их доказательстве через наблюдения.
Примат самодостаточности окружающего естественного мира - нередко этот термин несёт в себе более глубокую характеристику, как своего рода острый конфликт с доминирующей религией. Основным постулатом атеизма являлось убеждение в несостоятельности религиозно обусловленной картины мира, которая воспринималась как искажение действительности. Уже с развитием представлений о мире, атеизм стал аккумулировать в себе определенную философско-научную позицию, благодаря свободе мысли, слова, совести и научного скептицизма.
История понятия
Корни атеизма можно отследить в древних восточных цивилизациях и античности, где они своеобразно проявляли себя, но в самостоятельное течение атеизм сформировался только в $XVI$ веке во Франции. С Возрождения начинается расширение философских и научных теорий, скептично относившихся к религиозному мировоззрению. А с начала Великой Французской революции и эпохи Просвещения и вовсе начинает формироваться и утверждаться «культ Разума», который подрывал метафизические основы теологии, парируя рациональным способом познания.
В дальнейшем эта тенденция открыла учёным, философам, культурологам, деятелям искусства, социологам и политикам новые принципы и идеи для развития.
Основными задачами атеизма можно считать критику и логическую аргументацию материалистических оснований человеческого существования, а так же его целей, ценностей и идеалов. Важным аспектом в понятии атеизма является то, что это не есть неверие в Бога, иначе это не выводит его из рамок религиозного мировоззрения. Это осмысленное изучение религии, то, на что направлена критика, выявление несостоятельности тех положений, на которых она зиждиться.
Важно учесть, что в структуру критической составляющей атеизма входят:
- философская критика религии (с логико-аналитичесим опровержением доказательств бытия божьего),
- естественно-научная критика религии (естественно-научное опровержение религиозной картины мира)
- историческая критика религии.
С аксиологической точки зрения атеизм выступает как позитивный подход к предмету знания. Человека же выходит на позицию источника моральных ценностей. Таким образом, атеизм не игнорирует общечеловеческие ценности религии, а только помогает взглянуть на них с качественно иной, антропологической позиции. Вместо веры в сверхъестественные силы, атеизм предлагает путь опытного познания мира, поиск истинного в научном методе. Это возвышение человека и его роли в окружающем мире.