Учет в аптечных организациях
Учет в аптечных организациях — это совокупность разных способов ведения бухгалтерского учета в аптечной организации — первичного наблюдения, стоимостного измерения, группировки и итогового обобщения.
Учетная политика в аптечной организации формируется руководителем и должна соответствовать ряду требований: приоритет содержания над формой, полнота, осмотрительность, непротиворечивость, рациональность.
В аптечных организациях проводится учет:
- движения основных средств;
- движения нематериальных активов;
- движения материально-производственных запасов;
- денежных средств, расчетов;
- труда и заработной платы;
- доходов и расходов организации.
Согласно Федеральному закону о бухгалтерском учете ст.7 ведение бухгалтерского учета, хранение соответствующих документов учета организует руководитель субъекта экономической деятельности (аптечной организации). Если лицо, занимающееся частной медицинской практикой, индивидуальный предприниматель, ведут учет в соответствии с федеральным законодательством, то сами организуют ведение учета, несут обязанности, установленные ФЗ для руководителя экономического субъекта.
Порядок и способы учета должны быть прописаны в учетной политике аптечной организации. Лекарства, медицинские изделия признаются товаром. Учет товаров и готовой продукции проводится согласно ФСБУ 5/2019. К учету запасы принимаются по фактической себестоимости. Аптечная организация вправе включить в себестоимость стоимость покупки за вычетом налогов, дообработку, затраты на доставку, фасовку и т.д.
Руководитель аптечной организации поручает вести бухгалтерский учет главному бухгалтеру (или другому должностному лицу) или заключает договор по ведению бухгалтерского учета. Руководитель субъекта среднего и малого предпринимательства может вести бухгалтерский учет сам.
Регистры бухгалтерского учета, первичные документы, финансовая (бухгалтерская) отчетность должны хранится в течение сроков, установленных в соответствии с правилами и требованиями организации архивного дела (не менее 5 лет после отчетного года) (ст. 29).
Документы учетной политики, стандарты субъекта экономической деятельности, документы, связанные с организацией и ведением учета, средства, обеспечивающие получение электронных документов, проверку подлинности подписи, подлежат хранению не менее 5 лет после года. Аптечная организация должна обеспечить безопасные условия хранения документации бухгалтерского учета.
Отчетность в аптечных организациях
Отчетность — это совокупность показателей учета, которые характеризуют финансовое положение и хозяйственную деятельность аптечной организации за определенный период. Статистическая и бухгалтерская отчетность завершает учетный процесс в аптечной системе.
Отчетность может быть годовая и внутригодовую или текущая (декадная, квартальная, месячная и т.д.). Юридические лица самостоятельно определяют конечные финансовые результаты. Помимо текущей отчетности юридические лица составляют балансы за соответствующие периоды (годовой, девятимесячный, полугодовой, квартальный).
В состав отчета входят годовой баланс и статистические формы отчетности:
- норматив оборотных средств;
- о движении уставного фонда (капитала);
- о выполнении плана по труду;
- наличие и движение основных средств и амортизационного фонда.
Отчеты составляются в двух экземплярах, к ним должны быть приложены все первичные оправдательные документы. Отчет подписывают директор и бухгалтер, к нему прилагается объяснительная записка. Отчеты проверяют по всем приходным и расходным операциям, корректируют, после чего утверждают (в течении 15 дней).
Месячные, квартальные отчеты должны быть представлены не позднее 12 числа следующего месяца, годовые – не позднее 20 января следующего года.
Сроки хранения утвержденных отчетов:
- месячные – 1 год;
- квартальные – 3 года;
- годовые – 10 лет.
Основные задачи анализа финансовой и хозяйственной деятельности аптечной организации:
- научное обоснование перспективных и текущих планов;
- экономический анализ результатов деятельности аптечной организации за прошлые годы (5-10 лет);
- контроль выполнения управленческих решений и планов;
- оценка результатов деятельности достигнутому уровню развития экономики, по выполнению планов, использованию имеющихся возможностей, диагностика положения аптечной организации на рынке медицинских продуктов и услуг;
- оценка финансовых и предпринимательских рисков, выработка внутренних механизмов управления рисками с целью укрепления рыночных позиций и повышения доходности бизнеса;
- изучение влияния внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов на результаты хозяйствования и функционирования аптечной организации;
- поиск резервов повышения эффективности функционирования аптечной организации;
- разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.
Согласно принципам анализа финансовой и хозяйственной деятельности аптечной организации, анализ должен:
- иметь научный характер, основываться на положениях диалектики познания, учитывать требования экономических законов, использовать достижения научно-технического прогресса, новые методы экономических исследований;
- быть комплексным, то есть охватывать все стороны деятельности аптечной организации, исследовать все причинные зависимости в экономике организации;
- обеспечивать системный подход, изучение объекта должно проводится с учетом всех внешних и внутренних связей, соподчиненности и взаимозависимости его отдельных элементов;
- быть точным, конкретным, объективным, базироваться на проверенной и достоверной информации, отражающей действительность, все выводы должны быть обоснованы точными аналитическими расчетами;
- быть действенным, оказывать активное влияние на достижение поставленных целей, своевременно выявляя просчеты, недостатки, упущения в работе, отражать пути повышения эффективности деятельности организации;
- проводиться систематически, по плану;
- быть эффективным;
- базироваться на государственной экономической, экологической, социальной, международной политике.
Затраты на проведение анализа должны полностью оправдываться и давать многократный результат.