Основы фармацевтического товароведения
Фармацевтическое товароведение — это наука, изучающая основополагающие характеристики фармацевтических товаров, которые определяют их потребительскую стоимость.
Цель фармацевтического товароведения — исследование потребительских характеристик товаров, изменений, которые могут произойти в товаре на всех этапах товародвижения.
Фармацевтическое товароведение решает ряд основных задачи:
- систематизация фармацевтических товаров посредством классификации и кодирования;
- разработка характеристик конкретных товаров, определяющих их потребительную ценность, способность удовлетворять потребности человека, выявление фальсифицированных товаров, идентификация товаров;
- оценка качества товаров, выявление дефектов, причин их появления;
- изучение ассортимента товаров и факторов, оказывающих влияние на его формирование.
Цели классификация и кодирования фармацевтических товаров
Основные термины, понятия, определения, используемые при классификации медицинских товаров в фармацевтическом товароведении установлены в Единой системе классификации и кодирования.
Объектом классификации в фармацевтическом товароведении являются фармацевтические товары, свойства товаров, показатели их качества, материалы и сырье для производства, виды контроля и методы оценки качества фармацевтических товаров.
Систематика и классификация товаров необходимы для:
- автоматизированной обработки информации и данных о лекарственных средствах и иных товарах аптечного ассортимента;
- учета, планирования товарооборота аптек;
- изучения качества товара и потребительских свойств;
- совершенствования всей системы стандартизации товаров;
- проведения на фармацевтическом рынке маркетинговых исследований;
- составления каталогов, реестров цен, прайс-листов;
- осуществления статистического анализа использования, производства и реализации продукции на разных уровнях (включая макроэкономический, региональный и отраслевой уровни).
Классификация лекарственных средств и препаратов
Группы классификаций фармацевтических товаров:
- Самостоятельные классификации: ориентированные на медицину; ориентированные на фармацию; многофункциональные классификации и др.
- Классификация в составе других классификаций: МКТУ (Международная классификация товаров и услуг); МКИ (Международная классификация изобретений); ОКП (Общероссийский классификатор продукции) и др.
- Классификации товаров по покупательскому спросу: повседневного спроса; особого спроса; предварительного выбора; пассивного спроса.
По характеру спроса фармацевтические товары относятся к товарам массового спроса. В группе фармацевтических товаров выделяют товары массового спроса и товары пассивного спроса (товары, имеющие высокую цену, или обладающие низкими качественными характеристиками, товары, о которых у потребителей мало информации).
Товары особого спроса — это товары, обладающие уникальными, специфическими свойствами, для приобретения которых необходимы дополнительные затраты и усилия со стороны потребителей.
Приобретение товаров выборочного спроса связано с предварительной оценкой ассортимента, последующим выбором фармацевтического товара при сравнении его по ряду категорий: качество, цена, оформление, фирма-производитель, страна-производитель.
Анатомо-Терапевтическая Система классификации (АТС-классификация)
В классификационной системе АТС (Анатомо-Терапевтическая Система классификации) лекарственные препараты подразделяют на группы в зависимости от их действия на конкретную систему или орган, от их фармакологических, химических и терапевтических свойств. Каждому лекарственному препарату присваивается отдельный код.
По рекомендациям ВОЗ структура АТС должна включать 5 уровней:
- I — основные анатомические классы (группы);
- II — основные и терапевтическо-фармакологические препараты, различающиеся, по основному терапевтическому применению;
- III — терапевтико-фармакологические подгруппы;
- IV — химико-терапевтические подгруппы;
- V — входящие в препарат химические субстанции.
Например, кодировка препарата Фуросемид (АТС) С03СА01 обозначает:
- основной анатомический класс — С — сердечно-сосудистая система;
- терапевтическо-фармакологические препараты — 03 — мочегонные средства;
- терапевтическая группа — С — высокоактивные диуретики;
- химико-терапевтическая подгруппа — А — простые препараты сульфаниламидов;
- химические субстанции — 01 — Фуросемид.
Использование информационных систем, кодирования препаратов помогает в выборе альтернативных средств, предупреждении повторов в назначении препаратов, оценке лекарственных взаимодействий, контроля выбора дозы лекарственного препарата.
Основные типы лекарственных средств
Товары основного ассортимента (фармацевтические товары) — это жизненно необходимые лекарственные препараты и средства.
К препаратам основного ассортимента относятся: лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта и по рецепту; товары медицинского назначения (для ухода за больными, перевязочный материал и др.).
Типы лекарственных средств по типологическим признакам:
- система медицины — классические, гомеопатические;
- предназначение — профилактические, диагностические, лечебные;
- характер производства — готовые лекарственные средства, экстемпоральные лекарственные препараты, внутриаптечная заготовка;
- правовая защита — патентованные, непатентованные средства;
- первичность производства — оригинальные, воспроизводимые лекарственные средства;
- новизна — новые лекарственные средства;
- качество — стандартные, бракованные средства;
- вид отпуска — рецептурные, безрецептурные средства;
- подлинность — подлинные, фальшивые средства.