Речевой этикет – это совокупность выработанных обществом устойчивых формул вербального общения, правил речевого поведения и норм использования средств языка в определённых условиях.
Суть речевого этикета государственных служащих
Речевой этикет государственных служащих относится к системе делового общения. Этикет делового общения может проявляться на различных уровнях социальной системы и в ее разнообразных формах. Все участники делового общения имеют официальные статусы и нацелены на достижение тех или иных задач. Отличительной чертой делового общения является отсутствие давления, так как этикет делового общения нельзя назвать самоцелью, а лучше признавать средством в достижении конкретных целей. В рыночных отношений такой целью можно назвать получение максимальной прибыли.
Речевой этикет формируется на основе знания личностью государственного языка его страны. В целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации федеральные органы государственной власти в пределах собственной компетенции:
- обеспечивают существование и функционирование государственного языка РФ на всей территории государства;
- принимают и разрабатывают нормативно – правовые федеральные законы РФ, которые защищают государственный язык;
- принимают меры по защите государственного языка во всех существующих ситуациях нарушения прав граждан на него;
- помогают гражданам страны изучать русский язык, даже находясь за ее пределами.
Речевой этикет внутри делового общения государственного служащего состоит из разработанных норм языкового поведения, а также типовых готовых формул для организации этикетных ситуаций и просьб. Ими являются благодарности, извинения, приветствия.
Следует отметить, что механизмы владения речевым этикетом способствуют приобретению должной степени авторитета, уважения и доверия. Знание правил речевого этикета даже госслужащему возможность чувствовать себя уверенно и непринужденно внутри собственной профессиональной деятельности.
Неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива разнообразных учреждений государственной службы может вызвать положительную реакцию со стороны населения.
Речевой этикет государственного служащего строится с учетом особенностей партнеров, которые вступают в деловые отношения, также их социального статуса и места внутри служебной иерархии, национальности и других критериев. Также речевой этикет часто определяется ситуацией, в которой происходят деловые отношения.
Государственный служащий должен уметь четко и ясно выражать собственные мысли, поскольку это даст ему колоссальное преимущество. То, что он пишет и произносить должно быть обусловлено грамотным языком. Человек на этой должности не может употреблять бранных слов, слов – паразитов, необходимо минимизировать паузы во время разговора.
Тон разговора государственного служащего должен быть естественным и плавным, нельзя использовать педантичные и игривые ноты. Важным качеством государственного служащего считается умение слушать. Умение слушать представляет собой необходимое условие для человека воспитанного и вежливого. Необходимо учитывать, что в России есть собственная традиция отношений, в которой умение слушать всегда очень ценится.
Правила ведения разговора
Для государственного служащего важно соблюдать следующие правила ведения разговора:
- все информационные сообщения должны быть истинными;
- говорящий предполагает, что собеседник ему доверяет;
- вопрос всегда задается с надеждой на ответ;
- просьба будет предполагать воплощение действий.
Современный речевой этикет говорит о том, что выбор той или иной формы обращения государственных и муниципальных служащих к друг другу зависит от ряда условий.
В условиях официального общения целесообразно обращаться только на «Вы», даже если человек Вам хорошо знаком. Правила речевого этикета играют колоссальную роль в разнообразных служебных ситуациях. Например, государственные служащие часто выступают на служебных совещаниях, где им необходимо придерживаться следующих правил:
- Цель выступления должна быть сформулирована кратко. Она определяется повесткой дня, должностным статусом выступающего, узостью круга специалистов. Лучше не употреблять длинные вступительные фразы, которые занимают много времени и отвлекают слушателей от рассмотрения главных вопросов.
- Содержание предоставляемой информации должно соответствовать служебной компетенции выступающего государственного служащего в рамках решаемой проблемы.
- Эмоциональная окраска речи должна быть умеренной, а само выступление лучше сделать максимально конкретным.
Иногда доклад выполняется в письменной форме и заранее рассылается участникам совещания. Это налагает особую ответственность на исполнителя, так как письменная речь значительно отличается от устной.
Часто речь личности сопровождается неактуальной мимикой и жестикуляцией. Для государственного служащего целесообразно применять следующие типы жестов:
- жесты оценки: почесывание подбородка, обхаживание;
- жесты ожидания или потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
- жесты расположения или прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику, повороты корпуса.
Другие аспекты речевого этикета
Следует отметить, что нельзя перегружать взаимодействие жестами, лучше сочетать вербальные и невербальные средства общения.
Поскольку современные государственные служащие также часто работают в интернет-пространстве, то их речевой этикет «преломляется» сквозь данную сферу деятельности.
Целесообразно привести несколько примеров базовых правил, которые используются всеми участниками интернет-коммуникации, но они важны также и для государственных, муниципальных служащих. К ним относят соблюдение конфиденциальности, отсутствие прямых оскорблений, минимизация негативной эмоциональной окраски.
Государственные служащие придерживаются так называемого «сетевого этикета», который представляет собой совокупность правил, при помощи которых общение в сети существенно облегчается.