Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Профессиональная этика библиотекаря

Определение 1

Этика – это часть философии, объектом изучения которой являются мораль и комплекс моральных норм.

Библиотека – это учреждение, осуществляющее сбор и хранение произведений печати и письменности для общественного пользования, а также ведущее справочно-библиографическую работу.

Библиотекарь – это профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной сферах, который оказывает информационные услуги всем, кому требуется эта информация.

Суть профессиональной этики библиотекаря

Моральные нормы не имеют юридической силы, но профессионалы часто соблюдают их, поскольку стремятся выполнять свои обязанности с максимальной степенью ответственности и эффективности.

Прежде, чем говорить о профессиональной библиотечной этике, необходимо вспомнить те задачи, которые библиотекарь выполняет в своей профессиональной деятельности. Среди них:

  • обслуживание посетителей и заполнение читательских билетов;
  • формирование заказов на новую литературу;
  • прием и обработка новой литературы;
  • составление каталогов и картотек;
  • регистрация и подшивка периодических изданий, а также соблюдение условий хранения книг.

Все аспекты профессиональной деятельности библиотекаря регламентированы в Федеральном законе: «О библиотечном деле». Данный закон гарантирует соблюдение осуществление библиотекой прав человека, народов, этнических групп и общественных объединений.

По сути, библиотекарь в некотором роде является свободным лицом, проводником в мир духовного развития, приобщения к национальным ценностям мировой культуры. Осуществлять все вышеперечисленные задачи на профессиональном уровне библиотекарь может только при условии того, что в его индивидуальной системе ценностей особенно значимыми станут знания, а также процесс непрерывного потребления информации.

Библиотекарь – профессионал, который фактически постоянно учится. В этом заключается своего рода этика деятельности библиотекаря, а именно стремление к саморазвитию. Библиотекарь является оптимизатором ценностей, которые зафиксированы внутри информации, которой пользуется все человечество.

«Профессиональная этика библиотекаря» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Такая идея отражена в преамбуле к кодексу этики библиотекаря. Тем самым можно сделать вывод о том, что профессиональная мораль библиотекаря имеет конкретную мировоззренческую направленность, что превращает ее в упорядоченную оригинальную систему.

Морально-нравственные качества библиотекаря и другие аспекты его профессиональной этики

Любой профессиональный библиотекарь должен обладать целым рядом морально-нравственных качества, а именно:

  • радушно принимать гостей библиотеки;
  • быть альтруистом;
  • стремиться к оказанию помощи всем людям в получении необходимой информации.

Профессиональным и нравственным долгом библиотекаря можно назвать создание атмосферы приветливости, доброжелательности. Главным аспектом в профессии библиотекаря становится непосредственное общение с людьми. В основе такого общения лежит принцип постоянного внимания к интересам каждого конкретного человека, удовлетворение читательских потребностей людей.

Этика общения предписывает библиотекарю слышать не только самого себя, но и собеседника, а также демонстрировать готовность понимать и выполнять просьбы читателей. Также библиотекарю необходимо сохранять спокойный и доброжелательный тон, даже если читатель позволяет себе нарушать нормы и правила этикета.

Из чувства неравнодушия вытекает желания понять людей, поэтому с точки зрения этики библиотекарь – профессионал, который должен хорошо разбираться в психологии, адекватно откликаться на их состояние и поведение.

Способ общения, который выбирается библиотекарем, должен соответствовать индивидуальным особенностям, человека, который обращается к данному специалисту. Библиотекарь не может навязывать собственную форму общения.

Главным моральным запретом для библиотекаря называют недопустимость какого бы то ни было унижения чести и достоинства личности.

Презрение, насмешка, высокомерие, чувство собственного превосходства по отношению к читателям становятся свидетельством низкого нравственного уровня развития библиотекаря. Собеседнику необходимо внушать осознание собственной значимости, проявлять уважение к его мнению. Общение библиотекаря и читателя должно быть равноправным. Назидательный тон также не приемлем, нельзя поучать читателя и применять оценочные суждения его интересам.

Европейские кодексы профессиональной деятельности библиотекаря содержат несколько важнейших постулатов, а именно: обеспечение работниками библиотек самого высокого уровня обслуживания читателей. Читателям должен быть предоставлен максимально свободный доступ к информации. В тоже время важно вовремя оказать помощь читателю в подборе подходящей литературе.

В библиотеке недопустима цензура. Если библиотекарь отказывается предоставить читателю ту или иную литературу, руководствуясь требованиями цензуры, то он нарушает первый и важнейший пункт кодекса этики деятельности библиотекаря. При этом информация не должна быть закрыта. Закон дает библиотекарю все права на преодоление цензуры.

Библиотекарь обеспечивает конфиденциальность чтения, а именно не может разглашать информацию о читателе и личной тайны чтения. Библиотекарь устанавливает порядок разграничения личных и профессиональных интересов. Каждый библиотекарь соблюдает элементарные правила общения.

Дата последнего обновления статьи: 02.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot