Самоубийство – это преднамеренное прекращение собственной жизни, которое имеет добровольную и самостоятельную основу.
Предпосылки исследования темы самоубийств в моральной философии 19-20 веков
Тема самоубийства представляет собой одну из самых непростых в истории этической и юридической мысли России. С точки зрения отечественной философии самоубийство является нежеланным, нравственно ошибочным явлением.
Русские мыслители приступали к разработке этой темы базируясь, главным образом, на мысли о ее социальной злободневности, нежели онтологии. В истории русской моральной философии 19-20 веков пристальное внимание на проблему самоубийства обращали:
- А. Н. Радищев;
- Ф. М. Достоевский;
- Н. А. Бердяев;
- В. С. Соловьев.
Особенным стимулом для исследования данной темы стали «социальные волны» самоубийств в конце 19 – начале 20 века. Н. А. Бердяев предлагает для изучения этих самоубийств феномен «эпидемия». В европейской культурно-исторической традиции тема самоубийства постоянно давала о себе знать при изучении фундаментальных вопросов бытия, свободы, долга, веры и любви. Всегда ученые задумывались о том, чем является добровольный уход из жизни: проявлением свободы или гордыни.
В классической работе Э. Дюркгейма присутствует достаточно резкое мнение, что «общество» в известный исторический момент имеет ту или иную склонность к самоубийству.
Любая социальная группа определяет специфическую склонность к самоубийству, которую нельзя объяснить биологическими и физиологическими характеристиками среды, в которой они присутствуют. Учитывая этот факт, Дюркгейм заключает, что появление всех новых волн самоубийств в обществе обусловлено адекватными социальными причинами.
Э. Дюркгейм пришел к выводу о том, что во времена политических переворотов или войн процент самоубийств имел тенденцию к снижению. Еще одним фактором, который заслуживает внимания в контексте описания проблемы самоубийства в моральной философии 19-20 веков является модернизация социальной и экономической жизни. Развивалась высокая степень конкуренции за средства для выживания, господствовала крайняя нужда и безработица. Люди фактически находились в ситуации в сознании бесплодности и беспросветности борьбы с подавляющими сторонами жизни.
Также этому способствовала деградация сельской среды в ущерб городской, скученность населения и нездоровая обстановка, в которой элементарно отсутствовали свет и чистый воздух. Все это приводило к тому, что люди добровольно лишали себя жизни, не находя другого выхода в череде проблем.
Взгляды В. Б. Безгина на проблему самоубийства
Наш с вами современник, известный историк В. Б. Безгин, изучая проявления различных социальный девиаций в период с конца 19 до середины 20 веков, приводил исследование архивных данных, которые отражали проблему ювенального суицида того времени. При этом он обращал особое внимание на гендерные особенности самоубийств, а также факторы, которые их провоцируют.
В результате исследований, В. Б. Безгин установил, что большинство этих факторов имеют социальную природу, что в городе самоубийства происходят более часто, чем в деревнях. При этом Безгин делает акцент на укладе жизни и активной модернизации тех явлений, которыми она сопровождается, и говорит, что в изучаемый им период происходили активные изменения в аграрном обществе, случился кризис патриархальной семьи, падала степень религиозности людей. При этом психика людей проявляла склонность к таким чувствам, как страх, паника, отчаяние. Самой уязвимой группой, в такой ситуации была молодежь, которая не имеет достаточной степени жизненного опыта и психологически оказывается не готова к испытаниям такого рода.
Паника – это внезапное чувство страха, настолько сильное, что подавляет логическое мышление. Паника может возникать у отдельных людей или проявляться в больших группах как массовая паника.
Взгляды А. Ф. Кони на проблему самоубийства
Колоссальный вклад в систему изучения феномена самоубийств внес А.Ф. Кони, который предлагал к анализу выводы и наблюдения, сделанные во время «судебной службы».
А. Ф. Кони – это русский юрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, судебный оратор, действительный тайный советник, член Государственного совета Российской империи (1907—1917). Почётный академик Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности (1900), доктор уголовного права Харьковского университета (1890), профессор Петроградского университета (1918—1922).
Следуя своим установкам, Кони провел эмпирический обзор проблемы, а также привел количественные характеристики самоубийств в России и в зарубежных государствах.
Он говорил о том, что большинство самоубийств совершалось под воздействием гнетущих условий жизни. А. Ф. Кони возражал также последователям современных ему уголовно- антропологических теорий, которые настаивают на наследственном факторе склонности к самоубийству, аргументируя это ничтожной цепью поводов. Зачастую такое событие, как самоубийство, становится последней каплей в переполненной житейскими страданиями чаше, заставляя ее содержимое «переливаться через края».
А. Ф. Кони также:
- отметил, что до середины XIX века суицид носил характер единичного поступка, не был общественным недугом;
- называл причиной приобретения им характера эпидемии отсутствие духовного родства супругов, разрушение гармонии внутрисемейных отношений;
- определил, что чаще всего из жизни добровольно уходили люди, которые потеряли супругов или близких, а также одинокие люди.
Также в указанный период времени к суициду приводили факторы общественно-политической жизни, а именно «потеря надежд после подъема общественного настроения». Такая ситуация наблюдалась в эпоху реформ Александра II, ввиду сомнения в эффективности их дальнейшего продолжения и развития.
Кроме того, отмечалось, что политические процессы также влияли на ситуацию с самоубийствами в отдельных государствах. Однако далеко не все негативные процессы в политической сфере способствовали росту количества самоубийств.