Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Культура речи делового человека

Определение 1

Культура речи – это распространенное понятие, которое объединяет владение языковой нормой письменного и устного языка, а также навыками использования выразительных средств в разных ситуациях общения.

Общие сведения

Определение 2

Деловая сфера общения – это вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения, и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.), исходя из общих интересов и целей коммуникантов.

Деловая сфера общения может быть реализована даже на уровне семье, поскольку существует ряд задач, которые касаются так называемого внешнего мира и должны быть анализированы с деловой точки зрения при грамотном коммуникативном подходе.

Для делового человека культура речи особенно важна, поскольку он реализует целый ряд профессиональных задач.

Часто инструментом общения называют язык. Слова при этом выступают оболочкой мыслей, поэтому при подборе неправильных слов выразить мысли не получится. В связи с этим культура устной речи заключается в сознательном отборе и применении языковых средств, которые могут помочь общению.

Критерии речи делового человека

Речь делового человека должна отвечать следующим критериям:

  • правильность речи или ее соответствие принятым литературно – языковым нормам. Если человек выступает на публике искажает слово, то аудитория или оппонент моментально отреагируют на это;
  • словарный запас делового человека. Подразумевается, что развитая личность владеет не только профессиональной терминологией, но и концептами, которые позволяют описать сам принцип специализированного взаимодействия в той или иной сфере. Речь делового человека насыщена оборотами, но не лишена эмоционального компонента;
  • точность, ясность и богатство речи. Имеется ввиду, что речь должна соответствовать мыслям говорящего человека и быть доступной для понимания того, кто ее слушает. Для этого в речи можно применять примеры. Имеется ввиду, что они должны быть конкретными, подробными, фактическими. Для делового человека лучше использовать краткие примеры. Наибольшее воздействие имеет фактический пример.
«Культура речи делового человека» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Как правило, для делового человека важно, чтобы его речь была логичной и простой. Небрежность языка обусловлена нечёткостью мышления. Чтобы речь профессионала была понятна, она также должна быть простой. Имеется ввиду, что человек часто взаимодействует с людьми разного уровня, если его речь будет перенасыщена «крылатыми фразами» или терминологией, то ему будет весьма сложно достичь понимания с теми, кто возможно, менее осведомлен в тематике межличностного взаимодействия.

Что касается краткости речи, то данный критерий подразумевает, что человек не будет злоупотреблять временем и терпением слушателей. Каждое его слово и выражение направляется на точное изложение сути дела. В деловом общении многословие не приветствуется.

В деловом общении приветствуется живость речи. Согласно этому критерию в ней нет места шаблонам, но присутствует образность, эмоциональность. Тем самым можно сделать вывод о том, что для делового человека культура речи есть весьма важный параметр. Она входит в состав общей культуры и подразумевает умение точно передавать собственные мысли.

Она предполагает также знание норм литературного языка и его выразительных возможностей, отражает национальные особенности, к которым принадлежит человек. Деловой человек правильно относится к тому, что именуют ненормативной лексикой. Она давно стала частью культуры людей, если под ней подразумевать весь спектр человеческой деятельности с ее результатами, которые отделяют человека от других биологических видов.

Особенности делового общения как сферы использования литературного языка

Безусловно, деловой язык относится к литературному типу. Литературный язык считается нормированным, кодифицированным, поскольку в нем значение и употребление слов регламентировано формами, то есть реализовано по общепринятым образцам.

В литературный язык не входят:

  • просторечия;
  • диалекты;
  • жаргонизмы.

Соответственно все вышеперечисленное не может быть использовано в деловом языке.

Жаргон — это разновидность речи, характерная для определённой социальной или возрастной группы людей, отличающая их от других групп.

Перенасыщенная жаргонами речь не просто «режет слух», но и не дает возможности правильно выразить информационный посыл.

Диалект представляет собой разновидность языка, которая применяется ограниченным числом лиц. Диалект упрощает процесс общения. На первый взгляд, может показаться, что диалект должен содержаться внутри делового взаимодействия, но это далеко не так. Все зависит от частоты профессиональных взаимодействий и ситуации делового общения. Люди одной профессии будут понимать свой диалект, но деловое общение не ограничивается лишь профессиональным взаимодействием. Если в коммуникацию вступают люди разного профессионального профиля, то диалект будет усложнять взаимодействие.

Просторечия – это слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринуждённая речь с этими словами, формами и оборотами, фразами.

Все вышеописанное говорит о том, что деловая речь должна избегать так называемого низкого стиля. Профессионал и человек с развитым уровнем культуры относится к ситуации общения уважительно, соответственно он будет требовать такого же отношения от своих собеседников. Неопрятная, грязная речь человека производит такое же отталкивающее впечатление, как и его неопрятная, грязная одежда. Деловой человек должен соблюдать речевую гигиену - не допускать в оборот грязных и низких слов, оскорбительных для слуха оборотов.

В связи с этим деловая речь должна быть корректной, аккуратной, в том числе и сдержанной. Деловой человек всегда знает, о чем следует сказать подробно, а о каких вещах только упомянуть, чего вообще не касаться.

Чтобы речь не была низкой, целесообразно повышать уровень речевой культуры.

Дата последнего обновления статьи: 16.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot