Э. Фромм – немецко-американский филолог, социальный психолог и социолог, а также психоаналитик, который является основателем неофрейдизма, а также «гуманистического психоанализа».
Основные положения книги Фромма «Человек для себя»
Одной из наиболее известных работ Э. Фромма можно назвать книгу «Человек для себя». Труд характеризует западную цивилизацию, как находящуюся в моральном кризисе, поскольку религия потеряла свое влияния и была утрачена вера в человеческую автономию и разум.
Кризис выражен в релятивистском отношении к базовым этическим ценностям и нормам и господстве антинравственных ориентиров, а именно беспрекословном подчинении требованиям государства, лидерам, культу техники, материальному успеху.
Конструктивной альтернативой релятивизму Фромм называет этический рационализм, который был подробно описан им в работе «Человек для себя».
Этический рационализм – это точка зрения в метаэтике (в частности, эпистемологии этики), согласно которой моральные принципы познаваемы только разумом. Известнейшие приверженцы морального рационализма —Платон и Иммануил Кант.
Этика должна изучать индивидуальное поведение человека, а также механизмы его взаимодействия с людьми, поэтому этика всегда имеет социальный оттенок и исследует нравственные задачи государства, гражданина, проблемы воспитания и заботы об общечеловеческом благе. Данная мысль присутствовала в этике Фромма, была проработана им и обоснована в различных трудах,.
Целью этического рационализма может стать выявление соотношения феномена морали и естественных человеческих потребностей, а именно добру и созидательной активности. Такая психологическая проблема весьма значима.
Типы этики по Фромму
Фромм разделяет этику на:
- гуманистическую;
- авторитарную.
Авторитарная этика устанавливает природу блага, формулирует нормы и законы поведения. Что касается гуманистической этики, то человек сам регулирует и создает, и регулирует нормы. Нормы упорядочивают жизнь личности, а также существование общества внутри глобальной системы взаимоотношений.
Авторитарная этика также отрицает способность человека определять категории добра и зла, слабости и авторитета. Гуманистическая этика основывается на признании моральной автономности человека выявлять зло и добро без вмешательства авторитета. Единственным критерием этической оценки в гуманистической этики можно назвать благополучие человека.
При этом гуманистическая этика не является абсолютом интересов эгоистического индивида, Фромм утверждает, что люди изначально стремятся к солидарности с людьми. Человек существует внутри общества, в связи с чем ему необходимо постоянное взаимодействие и солидарность с другими людьми.
Фромм говорит о том, что цель человеческой жизни состоит в развертывании внутренний силы человека согласно природным законам. Поэтому благом в гуманистической этике становится утверждение жизни.
Специфику существования человека Фромм связывал с определенной человеческой ситуацией. Он говорил о том, что человеку присуща биологическая слабость, недостаточность инстинктивной регуляции поведения.
Инстинкт – это совокупность двигательных актов и сложных форм поведения, свойственных животному данного вида, возникающих на раздражения из внешней и внутренней среды организма и протекающих на фоне высокой возбудимости нервных центров, связанных с осуществлением этих актов.
Психологическая и этическая сущность человека в работе «Человек для себя»
Появление человека определяется как конкретная точка в процессе эволюции, где инстинктивная адаптация минимальна. Взамен человек наделяется специфическими чувствами, а именно:
- самосознанием;
- способностью помнить прошлое;
- возможностью применять символы для обозначения действий и предметов.
Таким образом, человеческое существование имеет дихотомический характер. Внутри бытия существуют экзистенциальные дихотомии между жизнью и смертью, потенциями и невозможностями. Фромм связывал мотивацию человеческого поведения с конкретной ситуацией. При этом была сформулирована концепция социального характера. «Социальный характер» представляет собой суть склада характера, которая присуща большинству членов общности или культуры.
Среди «неоплодотворенных ориентаций» характера Фромм выделял:
- рецептивную (ориентированную на получение благ пассивным образом);
- эксплуататорскую или агрессивно – овладевающую;
- стяжательскую (изолированную от окружающего мира);
- рыночная (ориентированная на ценности обмена).
Обосновывая гуманистическую этику, Фромм различает эгоизм и любовь к себе.
Эгоизм – это поведение, определяемое мыслью о собственной выгоде и постановке своих интересов выше интересов других. Автор говорит о том, что любовь является следствием человеческой продуктивности и предполагает заботу, ответственность, уважение и знание. Чувство любви неделимо между объектами и человеческим «Я». Любить себя человек может только проявляя заботу о других людях.
Фромм говорит о том, что любовь к одному человеку есть любовь к человечеству в принципе.
Этика Аристотеля также содержала описание совести. Фромм выделял авторитарную совесть как действие внешнего авторитета и гуманистическую совесть, как реакцию человеческой личности на правильность или неправильность функционирования.
Совесть – это психический (когнитивный) процесс, вызывающий эмоции и рациональные ассоциации, основанные на моральной философии или системе ценностей личности. Гуманистическая совесть является выражением целостности человека и его внутренних интересов. Авторитарная совесть является следствием социальной приспособленности.
Целью гуманистической совести, по мнению Фромма, считается плодотворность и счастье. Счастье Фромм считает результатом реализованной плодотворности.